На титульную страницу


Тамара и Владимир МаксимовыКРЕСТНАЯ МАМА АНДЕРГРАУНДА

Старые добрые 80-е - вы их помните? А может, знаете понаслышке? В любом случае, если даже вы тогда только-только появились на свет, сейчас вы уже знаете, чем знамениты подпольно-цензурные 80-е годы. Все четыре канала телевидения курировал ЦК партии. Тогда, в далеком уже 83-м, Владимиром и Тамарой Максимовыми была придумана концепция музыкальной программы. Цель ее - вытащить весь андеграунд из подполья. Назвали программу "Музыкальный ринг". Знакомо? Он стал единственной передачей, в которой что-то разрешали. Так и говорили: "Нет, нет, в этих программах нельзя, только на "Ринге" можно". С тех пор ТАМАРА МАКСИМОВА - хозяйка и ведущая "Музыкального ринга", а Владимир, ее супруг - режиссер программы. С Тамарой Максимовой ВАЛЕРИЯ КУЗНЕЦОВА побеседовала в уютном уголке кабинета на Чапыгина, 6 - в многоэтажном здании ВГТРК в Санкт-Петербурге.

Как все начиналось

Тамара Максимова родилась в Прибалтике. Свой первый эфир она вспоминает с улыбкой: "Мне было 15 лет, я впервые написала свой сценарий и сама вела эту передачу. Раньше был такой журнал - "Радио и телевидение" - там появилось мое фото и подпись: "Юный корреспондент ведет свою передачу". А на Санкт-Петербургском телевидении я работаю уже 25 лет.

- Питер сумел стать для вас родным городом?

- Честно говоря, я не очень люблю этот город. Это тяжелый город, он все время навевает состояние депрессии, которую творческому человеку очень тяжело пережить. Я знаю людей, которые бежали отсюда, потому что этот город на них давил.

Тамара Максимова участвовала в создании не только "Музыкального ринга". Вместе с Владимиром они в свое время делали программу для пионерских отрядов и их родителей "Один за всех и все за одного", многочисленные "Телемарафоны", программу "Кто с нами?" в пользу возрождения в России фермерства.

- Какая передача вам наиболее близка по духу?

- Я человек противоречивый. Когда работаю на "Ринге", мне хочется, чтобы эта ерундистика прекратилась, хочется делать что-нибудь серьезное, политическую публицистику. Мне кажется, что это - настоящее, интересное. А когда я начинаю окунаться в этот материал, мне хочется, чтобы это быстрее прошло и - бежать к музыкальным делам. Хорошо, когда одно дополняет другое, а лучше - если идет параллельно.

На экране телевизора Максимова предстает в основном серьезной, деловой, даже несколько строгой дамой. Видя ее "в живую" и общаясь с ней, я верила с трудом, что передо мной та самая Максимова.

- Какая вы в жизни?

- Разная. Чтобы управлять аудиторией, заставить общее действие подчиниться тому сценарию, который был задуман изначально, я должна противопоставить той энергетике, которой я управляю, свою энергетику. А она может исходить только от такого по имиджу человека - волевого, даже резкого.

Конечно же, вполне закономерно у меня возник вопрос о популярных ныне "имиджмейкерах". Оказалось, что новомодное веяние миновало Тамару. И вправду, зачем человеку, создающему идею программы и пытающемуся ее воплотить, такой "мейкер"? Ведь все, что Тамара придумывает, она сразу же примеряет на себя, представляя, как созданный образ будет жить, действовать.

Из тележизни

- Если я на экране создаю определенный образ, я начинаю переносить его и в жизнь. Одно время - всего 8 месяцев - по телевидению шла передача "Кто с нами?" - своеобразное фермерское шоу. В нем все строилось на том, что в каждой серии у меня была новая шляпка. И не только у меня, но и у "эксперта по экологически чистым продуктам" - кота. Шоу шло по всему миру, и когда мы с ним были в Америке, одна компания показала интервью со мной. На следующий день американцы - обычные люди - нашли меня в гостинице и принесли для кота коллекцию маленьких шляпок. У меня самой было около 150 шляп, мне их присылали из России, даже из-за границы. Программа была сделана в игровом стиле - чтобы привлечь зрителей, которые тогда передач на сельскохозяйственную тему не смотрели. А здесь все так втянулись, что стали на своих подоконниках выращивать помидоры, перцы. Программа была настолько яркая, что из других стран писали, просили выслать семена, дать практические советы - а к тому времени передача уже не существовала. Письма же все шли и шли...

Мои профессиональные принципы? У меня и у Володи родители врачи, поэтому в моих рабочих принципах - прямые параллели с медициной. Один из основных - не навредить. Как врачи, которые отвечают не только за физическое, но и за психологическое здоровье пациента, так и телевизионщики, особенно сейчас, должны понять кое-что. Телевидение - сильнейшее оружие, лекарство, воздействующее на психику людей, их состояние, отношение к жизни. Оно формирует всевидение ситуаций, которые существуют в реальности. Если ты это понимаешь, то всегда должен предчувствовать ту реакцию, которая после твоей программы возникает. Ты отвечаешь практически за все, все зависит от тебя.

- Что для вас по-настоящему свято?

- До прошлого года самым святым для меня, пожалуй, было телевидение. У меня все связано с ним, включая и семейную жизнь. Мой муж - режиссер наших программ, мы проработали вместе 25 лет, наша дочь выросла на телевидении. Даже кот пришел в семью, потому что должен был стать героем придуманного детского цикла. Но в последнее время с телевидением происходят очень непонятные вещи - с его помощью делают грязные дела, деньги, выясняют отношения. Все рушится на глазах. Поэтому сейчас самое святое - покой в душе, который необходимо сохранить любым способом, не поддаться панике, пессимизму. Нужно постараться сберечь внутри себя тот мир, который помогает ощутить себя и называться человеком.

И все же Тамару Максимову широкий зритель знает прежде всего как ведущую "Музыкального ринга". Кстати, в этом году программе исполнилось 15 лет. Правда, "ринга" не существовало практически 7 лет - с 90-го года.

- С чем связан столь длительный перерыв?

- Через "ринг" тогда успели пройти все интересные музыканты - преимущественно из андеграунда.

- Удивительно, что не препятствовали их появлению на телевидении...

- Это не совсем так. Хотя на "Музыкальном ринге" многое разрешалось, но в передаче были и такие музыканты, которых долгое время не выпускали в эфир. Например, "ринг" с Валерием Леонтьевым был снят, но пролежал на полке почти полтора года - был такой деятель в Политбюро - Лигачев, который Леонтьева просто не переносил. А "ринг" с Костей Кинчевым так и не вышел в эфир, потому что даже на студии руководство, увидев Костю на экране, закричало: "Ой, эти фашисты, уберите их с экрана!" И даже пена изо рта пошла. Пленку приказали уничтожить в течение суток. Но ее, конечно, выкрали. Сейчас она есть у Кости.

- Почему же в таком случае "Музыкальный ринг" возродился?

- В 97-м году поколение музыкантов практически сменилось. По словам музыкантов нового поколения, их сформировал "Музыкальный ринг". Такие, как Меладзе, Киркоров, "Академия" говорят: "Мы выросли на "Ринге". Ну мы и решили посмотреть, что же там "Ринг" такое наформировал и предоставить возможность самим выйти на площадку и помериться силами.

Наверное, интересно знакомиться и общаться с различными музыкантами. У Тамары это - профессия. И естественно, что связывает ее и "героев" передачи не только эфирное время и предварительная подготовка.

- Было такое, что вы разочаровались в ком-нибудь из них очень сильно?

- Сейчас такое время - разочаровываешься даже в самых близких друзьях, в родных людях.

Ответ не конкретный, но дающий повод задуматься: а может, дело вовсе не во времени?
Профессионал есть профессионал. Хозяйка "Музыкального ринга" своей логичностью заставила меня по-иному взглянуть на пение в ее программе "под фанеру". "Это не имеет значения, - сказала она, - свои вокальные возможности музыканты демонстрируют на "живых" концертах. Здесь же приходится учитывать множество нюансов: "живой" эфир, когда ты ничего не можешь исправить, очень важны технические возможности. А если сложная по аранжировке вещь, да еще с танцевальными моментами?"

Тамара за 25 лет работы стала относиться к своей профессии не как большинство - "на авось". Скорее даже наоборот, предъявляет к себе еще больше требований. "Когда ты берешь героя, ты отвечаешь практически за все - и за то, как он выглядит на экране, и где он предстанет. В какую ситуацию ты его поставишь, в такой он появится перед зрителями. Мы очень долго советуемся с теми, кто выходит на "ринг" - насколько им нужно быть откровенными, в какой тональности провести игру, какой выбрать репертуар. Я отвечаю за все, что они сделают, потому что я их вывожу на "ринг". Что еще тут можно добавить?

На "ринге" две ведущие: мать и дочь. О своей Насте Тамара рассказывала просто, без особой гордости, без обожания - как о начинающем и равном себе человеке. Настя заканчивает музыкальное училище по классу вокала. У нее своя студия, где собрались интересные консерваторские музыканты. Настя сама пишет музыку и слова. Бывают, конечно, срывы - истерики, депрессии. На помощь приходит мать: "Если ты появляешься на экране, считаешь возможным показать свое творчество - конечно, к тебе будут повышенные требования. Каждый будет стараться найти изъяны в тебе и в том, что ты делаешь".

Вспомните "Ринг". Форма дискуссии, борьбы. Двое соперников, которые в финале трогательно поют вместе.

- На сцене все так замечательно. Бывают ли конфликты между артистами "за кулисами"?

- Считанные разы. Мы сделали все, чтобы сгладить горечь поражения. Хотя все понимают, что это игра, но осадок остается. Однажды Маша Распутина взбрыкнула, проиграв Газманову. Она... как бы это помягче сказать... В общем, Маша есть Маша и повела она себя так, как должна была. Для расстройства у нее, однако, повода не было. А проиграла она исключительно из-за того, что аудитория на 70 процентов состоит из женщин. Естественно, что женщина, которой Маша показывает свою голую попу, ни за что не отдаст ей свой голос. А Олег нашел определенную тональность поведения на ринге и был приятен.

- А по какому принципу вы подбираете соперников?

- Это очень сложная система. Необходимо найти пару в одной весовой категории - не важно, будет ли это группа или исполнитель. А у нас каждый считает, даже начинающая "звезда", что круче ее никого нет. Филипп вообще уверен, что в России никого нет, кто мог бы с ним рядом стоять - даже Леонтьев. И без конца идут такие амбиции. Затем - психологические вещи. Нужно, чтобы они были приятны друг другу по жизни и чувствовали на "ринге" психологический комфорт. Потом - состыковка гастрольного графика. В последнее время они сами вынуждены искать себе спонсоров - затраты им никто не оплачивает.

После рассказа о Распутиной и о наших амбициозных звездах я, уже не надеясь на положительный ответ, спросила:

- Вы можете назвать наиболее интеллигентных гостей "Ринга"?

К моему восторгу ответ прозвучал:

- Очень показательным в отношении внутренней культуры был "Ринг" с Кикабидзе и Меладзе. Вся грузинская культура была продемонстрирована в молодом и старшем поколениях в таком hi-классе, что мы были поражены, игра получилась удивительная.

Заканчивая разговор с нестареющей хозяйкой "Музыкального ринга", я не могла не спросить о ее отношении к жизни. На минуту задумавшись, Тамара ответила:

- Жизнь прекрасна. Потому что все, что ни происходит, оно все же происходит. Сейчас все учатся быть счастливыми от того, что они, просыпаясь утром, могут видеть кусочек солнца - хотя бы раз в три дня - в Питере солнце редкость. И что работает еще телевидение, помогая нам общаться. Что есть еще что купить. Я думаю, что стоит довольствоваться каждым новым днем. Благодарить Бога, что сегодняшний день прожит - и, может быть, лучше, чем будет прожит завтрашний.

На титульную страницуМузыкальный ринг