Выпуск 186

21 октября 2002 года

Курск

ПОПЫТКА УКРЕПИТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС "СВЕРХУ" ПОТЕРПЕЛА НЕУДАЧУ

АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫНУЖДЕНА ОТХОДИТЬ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ ПО ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ


ПОПЫТКА УКРЕПИТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС "СВЕРХУ" ПОТЕРПЕЛА НЕУДАЧУ

Общеизвестно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без благожелательного содействия со стороны государства. Сегодня в Курской области трудно найти чиновника или функционера общественной организации, которые открыто выступали бы против развития в нашей стране этой сферы экономики. Как тут можно быть против, если сам президент за? В пользу поддержки малого бизнеса есть и другие, гораздо более веские доводы - скажем, опыт всех, без исключения, развитых стран, согласно которому, другого пути к экономической и социальной стабильности просто не существует. 
Впрочем, на шкале ценностей местной власти объективная мотивировка того или иного процесса не так уж и важна. Для чиновника куда важнее конъюнктурные соображения, мнение ближайшего начальства и умение соблюдать неписаную чиновничью "технологию". Одна из ее аксиом бюрократической гласит: указания начальства ты можешь и не выполнять, если сможешь отчитаться об их выполнении (или о процессе выполнения). Отсюда правило: побольше "движений", имитирующих ревностное решение поставленных сверху задач. Можно ли воспринимать деятельность областной администрации по развитию малого бизнеса в течение последних лет как серьезное намерение? Конечно нет, и веское подтверждение тому - данные статистики: Курская область по ряду показателей, характеризующих уровень развития это направление экономики, на одном из последних мест в России. Скажем, по количеству малых предприятий на тысячу человек населения (один из основных критериев уровня развития малого бизнеса) Курская область отстает от соседних областей "в разы". Особо удручает динамика процесса: 5-6 лет назад ситуация на общероссийском фоне выглядела гораздо лучше. За эти годы в регионе не создано ни одной организации из так называемой инфраструктуры поддержки предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и т.д.), призванных сделать процесс становления малого бизнеса конструктивным и динамичным. Одним словом, область все более становится своеобразным "заповедником" равнодушия к малому бизнесу.
Два отдела в комитете по экономике и развитию Курской области с общей численностью в десять человек и годовым фондом заработной платы почти в миллион рублей, наверное, смогли бы, если не поднять малый бизнес до нужного уровня, то хотя бы позитивно повлиять на процесс. Но такой задачи перед ними никто и не ставил, их "сверхзадача" - всего лишь имитация бурной деятельности в рамках все той же чиновничьей "технологии". Здесь даже не позаботились разработать Программу поддержки малого бизнеса на текущий год - хотя бы следуя примерам большинства областей РФ.
Очевидно, в рамках все той же "сверхзадачи" задумывалась и проводилась конференция "Малый бизнес Курской области: проблемы и перспективы развития", которая состоялась в феврале текущего года. Достаточно поинтересоваться ходом выполнения резолюций этой конференции, чтобы убедиться - дальше разговоров дело в очередной раз не пошло.
Кстати говоря, среди резолюций этой конференции (одобренных постановлением губернатора области) большинство были явно невыполнимы, что также свидетельствует об отсутствии со стороны организаторов предпринимательской конференции добросовестного намерения что-либо конструктивно изменить в курском малом бизнесе. Больше всего они напоминают приснопамятные "первомайские призывы". Впрочем, были там и вполне реальные пункты. К примеру, о создании в Курской области Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Предполагалось, что этот орган (по опыту других регионов) будет решать многочисленные спорные вопросы, постоянно возникающие между предпринимателями и проверяющими их организациями в рамках исполнения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля". Формально вышеназванная областная комиссия создана давно, но до сих пор в её активе нет ни одного рассмотренного вопроса. Судя по всему, их и не будет, или же все сведется к бодрым отчетам контролирующих органов.
Странным образом затянулся почти на год процесс создания Совета по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Курской области (не говоря уже об аналогичных Советах на уровне районов Курской области и муниципальных образований). В Правительстве области предпочитают не замечать проблемы развития малого бизнеса и вопиющее отставание на общероссийском фоне.
Еще одно подтверждение приверженности областной администрации к заведомо "ненастоящим" мерам по развитию малого бизнеса - это Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Курской области". В этом документе кроме общей (и заведомо утопичной) риторики есть очень интересные пункты. Скажем, согласно закону, из областного бюджета, ежегодно, на развитие малого бизнеса, должна выделяться сумма, соответствующая 0,5 процента доходов этого самого бюджета, плюс 5 процентов средств, полученных от приватизации объектов, находящихся в государственной собственности Курской области. Здесь складывается виртуальная сумма почти в пятьдесят миллионов рублей, столь необходимых для реального развития малого бизнеса. Такой "щедрый" закон никто не отменял, но надо ли говорить, что о реальном выделении указанных финансовых ресурсов речи просто не идет. В конце 2001 года в рамках вышеназванного было выделено всего 300 тысяч рублей (по 3руб.60 коп. на каждого предпринимателя области). Но и эти мизерные деньги малому бизнесу целиком не достались - 100 тысяч пошли на содержание областного Фонда поддержки малого предпринимательства и ремонт помещений комитета по экономике, где вольготно расположились те самые "два отдела", которые "управляют развитием малого бизнеса". Логично было бы оставшиеся 200 тысяч задействовать для общей пользы курских предпринимателей, к примеру, для ликвидации информационного вакуума в нашем малом бизнесе. Но чиновники решили иначе - всю сумму, не мудрствуя лукаво, передали (как льготный кредит) одному единственному, достаточно случайному, малому предприятию, быстренько состряпав при этом нечто, внешне напоминающее "инвестиционный конкурс". Как работают эти деньги сегодня, никто не знает. 
Вполне понятно, что прежде чем выделять из областного бюджета средства, адекватные уровню проблем малого бизнеса, надо создать механизм, способный эти средства разумно задействовать. В настоящее время такого механизма нет, вернее, он "ненастоящий", и доверять ему вполне настоящие деньги было бы несерьезно. Очевидно, это в руководстве администрации области понимают хорошо, а потому доверяют своему комитету экономики и его "двум отделам" вполне адекватно их возможностям.
Ну ладно, чиновники, их дело временное - от выборов к выборам - кроме того, им всегда можно сослаться на нерадивость предшественников, но когда "телодвижениями" занимается общественная организация, на "знамени" которой одним из пунктов начертано "...содействие малому бизнесу", это уж совсем непонятно. Наверное, именно так надо расценивать деятельность областной торгово-промышленной палаты (КТПП), вроде бы направленную на содействие малому бизнесу. Все проведенные здесь "круглые столы" и прочие мероприятия на эту тему, переполненные высокой риторикой и пафосом, не имели ни малейших конструктивных последствий. Надо сказать, что КТПП была одним из инициаторов и организаторов областной предпринимательской конференции, её представители выступали там достаточно радикально, но сегодня решений конференции здесь предпочитают не вспоминать и уж тем более не добиваться их выполнения - в унисон с областными чиновниками. По сути, Курская ТПП превратилась в одно из подразделений областной администрации, во всяком случае, в том, что касается малого бизнеса, а потому не способна реально отстаивать интересы предпринимателей. Не по этой ли причине КТПП отказалась от собственной инициативы создать в нашей области региональное отделение всероссийского объединения предпринимательских организаций "ОПОРА", которое сегодня пытается реально противостоять чиновничьим препонам в российском малом бизнесе. Но уже бы в этой ипостаси областной ТПП волей-неволей пришлось бы конфликтовать с властями. Как говориться, на двух стульях не усидишь. Да и зачем эти хлопоты, если и так неплохо живется. В качестве показателя истинного (а не риторического) отношения КТПП к малому бизнесу приведем следующий маленький пример: изготовленные стараниями здесь и предназначенные для предпринимателей журналы учета проверок можно приобрести в Палате за 45 рублей, в то время как себестоимость этого издания в четыре с половиной раза меньше. Такой "навар" и не снился ни одному издательству. Вот вам и забота о малом бизнесе области.
Еще одна проблема - это практически полное отсутствие в Курске и области предпринимательских Союзов. По сути, у власти нет оппонента - только разрозненная масса предпринимателей всех уровней с разными интересами и проблемами. Созданный недавно (при содействии КТПП) областной региональный Союз предпринимателей пока лишь "бумажное сооружение" в угоду все той же чиновничьей отчетности.
Все это формирует устойчивое впечатление, что в Курской области понятие "развитие малого бизнеса" не имеет к собственно малому бизнесу никакого отношения. 

Оглавление выпуска 186


АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫНУЖДЕНА ОТХОДИТЬ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ ПО ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Курская область интересна тем, что является моделью региона, в котором и исполнительную, и законодательную власть возглавляют члены КПРФ. Именно членство в этой партии губернатора Александра Михайлова и председателя областной думы Александра Анпилова (и большинства депутатов думы) определяет цели нынешних региональных властей. 
Но успешность любого дела зависит не только от целей, но во многом и от тех, кому доверено исполнение - от курских армии чиновников. 
Общая численность государственных служащих в аппарате губернатора, областном правительстве, отраслевых и территориальных органах власти составляет 3069 человек. Такая цифра получилась после прошлогоднего сокращения штата чиновников, ведь в бытность губернатором Александра Руцкого их было 4123. Впрочем, это далеко не полные данные. Не учтено количество чиновников в муниципальном самоуправлении, которых только в городе Курске более 800. А общее число муниципальных образований в области составляет 512, и в каждом из них (даже в сельской администрации) по штатному расписанию должно работать не менее трех чиновников. Так что общее число чиновников определенно превышает пять тысяч. Все они получают зарплату из областного бюджета и потому актуален вопрос об оптимальном числе чиновников. Судя по проекту бюджета на 2003 год (Курский вестник, 8 октября) , подготовленному правительством Курской области число чиновников отныне будет планироваться не из их нынешней численности и штатного расписания, а из численности населения. Сейчас меньше всего управленцев в городе Железногорске - 0,14 процента от обшей численности, а больше всего в городе Курчатове - 0,24. В Курске - 0,21. Правительству хотелось распространить опыт Железногорска, но пока для городов областного подчинения за контрольную цифру взяли среднюю - 0,2 процента, в городах районного подчинения - 0,18 процента, а в сельской местности - 0,43 процента, поскольку даже в самом мелком селе в органах самоуправления (администрации) должно быть не менее трех сотрудников.
Последние два года показали, что губернатор не доволен работой чиновников. В целом на сегодняшний день заменены 21 глава исполнительной государственной власти районов (в 75% районов), 19 руководителей комитетов, департаментов и управлений администрации области (41% от количества этих структур). Прежде всего кадровые перемены в областной звене власти связаны с недостаточным профессионализмом чиновников. В связи с этим предпринимаются попытки повысить их квалификацию путем получения дополнительного образования или переподготовки. В прошлом году в курском филиале Орловской региональной академии государственной службы прошли профессиональную подготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление" 19 чиновников аппарата органов исполнительной власти области всех уровней. В этом году постановлением губернатора в различные высшие учебные заведения для повышения профессионального уровня направлены 56 чиновников, а еще 255 чиновников, занимающихся проблемами аграрного сектора экономики, проходят целевую контрактную подготовку в Курской сельскохозяйственной академии. Обучение проводится за счет средств федерального бюджета. 
Недостаточный профессионализм чиновников может быть связан и с не очень высокой зарплатой. По данным заместителя губернатора Курской области по кадровой политике Александр Камардина среднемесячная зарплата в органах управления, за 6 месяцев текущего года составила 2737,5 рублей. Средняя зарплата за этот период составила в промышленности - 3187 рублей, в сельском хозяйстве - 1112 рублей, в торговле и сфере обслуживания - 2145 рублей, в строительстве - 2822 рубля, в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения - 7146,6 руб. Понятно, что специалисты с высокой квалификацией охотно переходят с государственной службы на более оплачиваемую работу, тем более что люди со связями в государственном аппарате востребованы в бизнесе. Правда, по распоряжению губернатора с 1 октября оклады были повышены, но повышенную зарплату еще не выдавали и никто не знает точно, насколько существенно это повышение. Что же касается социальных льгот и привилегий для государственных служащих, то они незначительны. В соответствии со статьей 20 Закона Курской области "О государственной службе в Курской области" эти льготы таковы: нуждающиеся в улучшении жилищных условий пользуются правом в установленном порядке на получение жилых помещений или выдачу беспроцентной ссуды и кредита сроком на 10 лет на строительство жилья; преимущественное право на получение проездного документа (т.е. билета); преимущественное право на заселение в гостиницу.
Низкая зарплата (у глав районов, например, она сейчас около пяти тысяч рублей) и высокая ответственность при этом мало привлекательны. А потому расхожее мнение, что в Курской области пришедшие к власти коммунисты назначают на ключевые посты "своих", справедливо лишь отчасти. Если "коммунисты назначают коммунистов", то это касается в основном ключевых (и хорошо оплачиваемых) должностей. Заместители губернатора, председатель правительства и его заместители, председатели комитетов и департаментов действительно члены КПРФ. А вот среди глав районов только два - Обоянский и Кореневский возглавляют бывшие партийные работники. А значит люди других взглядов и партийной принадлежности не могут работать государственном управлении. И примером этого является заместитель губернатора Курской области по кадровой политике Александр Камардин, член политсовета партии "Единая Россия". 



Оглавление выпуска 186

Выпуск 185    Выпуск 187

Каталог