Выпуск 236

14 февраля 2005 года 

Курск

В КУРСКЕ ПУЩЕН ЗАВОД "ГРИНН ПЛАСТИК" 

ЗАКОНЧИЛАСЬ ОХОТА ЗА ДВУМЯ МИЛЛИАРДАМ ДОЛЛАРОВ


В КУРСКЕ ПУЩЕН ЗАВОД "ГРИНН ПЛАСТИК"

Третьего февраля в Курске весь день не работали светофоры, а это верный признак того, что в городе находится руководитель ранга не ниже федерального министра. Надо же начальству быстро перемещаться по городу. Вечером предположения обывателей подтвердили телевизионные новости: в Курск приехала целая делегация VIP. На открытие завода "Гринн пластик" прибыли представитель Президента РФ по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, посол Франции в России Жан Каде, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, заместитель председателя правления Сбербанка России Александр Соловьев, представители иностранных и отечественных компаний, местные и столичные журналисты (всего более сотни человек).
В их присутствии была запущена в эксплуатацию первая очередь завода по производству полипропиленовой пленки. Ожидается, что после ввода его в эксплуатацию ежегодные поступления в областной бюджет составят до 100 миллионов рублей. Завод "Гринн-пластик" строился в течение десяти месяцев на привлеченные средства Сбербанка. Объем инвестиций составил 55 миллионов евро. Технологическое оборудование поставлено французской фирмой DMT. Ожидаемая производительность - 35 тысяч тонн пленки в год. Предприятие будет выпускать трехслойную пленку всех типов: прозрачную, металлизированную, жемчужную - толщиной от 10 до 80 микрон. 
Завод занимает площадь в два гектара. Персонал - 200 человек. Вторую линию завода предполагается запустить в ноябре.
В 2004 году объем российского рынка полипропиленовой пленки составил около 46 тысяч тонн (около 184 миллионов долларов). В полипропиленовую пленку сегодня упаковано до 50% продовольственных товаров: печенье, чипсы, сыры, колбасы, сигареты, чай, кофе. Этикетки на бутылках с водой, упаковка для цветов, подарочная обертка тоже изготавливаются из полипропиленовой пленки. Потенциал роста у рынка в России оценивается в 8% в год. Кроме того, российский рынок полипропиленовой пленки характеризуется высоким потенциалом роста. В 2004 году в России объем ее потребления составил 10 килограммов на душу населения в год. В то время как во Франции - 180 килограмм, а в США и вовсе 228 килограмм. До пуска завода в Курске потребность в пленке на 95% удовлетворялась за счет импорта из Италии, Венгрии, Польши, Южной Кореи. Ожидается, что полипропиленовая пленка российского производства будет на 25-30% дешевле, поэтому достаточно легко вытеснит импортную продукцию, особенно произведенную в странах Евросоюза.
Владелец корпорации "Гринн" Николай Грешилов убежден, что его завод способен обеспечить треть общероссийских потребностей в полипропиленовой пленке. По мнению газеты "Коммерсант-Черноземье" ему не стоит быть столь оптимистичным - у нового предприятия в ближайшее время появятся сильные конкуренты. Компания "Новатэк" ведет строительство завода полипропиленовых пленок в Новокуйбышевске. "Альфа-Банк" привлек для финансирования этого проекта 22,5 миллиона евро. Производство тоже планируется запустить в 2005 году. Проектная стоимость годового объема продукции завода составит 50 миллионов долларов. Аналогичный по профилю и объемам производства завод строится в Подмосковье американской компанией "Юнипак-Рус". В Нижегородской области компания "Биаксплен" в июле 2005 года планирует ввести в эксплуатацию завод по производству биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки. Объем инвестиций в проект составляет 21,4 миллионов евро. Для реализации проекта компания "Биаксплен" привлекла кредит в "Газпромбанке". Мощность производства составит 15,56 тысяч тонн пленки в год. Очевидно, что после того, как все заводы по производству пленки выйдут на проектную мощность, между ними начнется жесткая конкуренция. Лидирующие позиции на рынке займет компания, которая сможет в большей степени по сравнению с конкурентами снизить издержки за счет дальнейшей модернизации производства. 
Завод в Курске интересен еще и тем, что это первое промышленное предприятие, построенное в регионе за последние 15 лет (после распада СССР). Его появление было бы невозможно без поддержки правительства Франции, которая выразилась в предоставлении французским Государственным обществом КОФАС гарантии бельгийскому "Fortis bank" на выделение льготного кредита для финансирования завода. Как рассказал в своей речи Николай Грешилов, ему для этого пришлось нанести визит французскому президенту Жаку Шираку. Сбербанк России впервые под этот контракт выстроил финансовую схему привлечения западных кредитных средств на длительный срок с низкой процентной ставкой. Поэтому выступление посла Франции, заявившего "завод является символом франко-российского сотрудничества и знаком приветствия французским передовым технологиям" было совсем не случайно. 
Российские же чиновники гнули свою линию - про удвоение валового продукта и про иностранные инвестиции, привлеченные в регион и в Центральный округ. А это, по их меркам, большой плюс для них в глазах президента Путина.


ЗАКОНЧИЛАСЬ ОХОТА ЗА ДВУМЯ МИЛЛИАРДАМ ДОЛЛАРОВ

В конце 2004 года предприниматель Борис Иванишвили продал 97% акций крупнейшего предприятия Курской области, Михайловского горно-обогатительного комбината (МГОК), компаниям, подконтрольным Алишеру Усманову и Василию Анисимову. Общая сумма сделки составила 2 миллиарда долларов. Половину денег выделил один через свою дочернюю структуру "Внешторгбанк". Купить МГОК пытались многие металлургические компании. Так, президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов не раз обращался к Иванишвили с предложением заключить сделку, но так и не договорились. А вот Усманову и Анисимову это удалось. 
Но как только акции оказались в депозитарии Московского банка "Евразия", в Ростове-на-Дону объявилась некая фирма под названием "Террасофт", объявившая их своей собственностью. Дальше события развивались очень быстро. Уже 29 декабря 2004 года в арбитражный суд Ростовской области поступило исковое заявление багамской компании Colchecter Group Trading с требованием арестовать акции МГОКа. Ее представители утверждали, что якобы пакет уже давно куплен у ростовской фирмы "Террасофт" примерно за 100 тысяч долларов. В подтверждение сделки бизнесмены представили в суд договор купли-продажи ценных бумаг с подписями на последней странице: от багамской стороны - Роджер Карпентер, от российской - Андрей Алексанов, директор фирмы "Террасофт".
В тот же день дело было передано судье Сергею Клепачеву и сразу рассмотрено. Такая поспешность настораживает сама по себе - дела в арбитраже редко решаются за день. А тут решение принято почти мгновенно - арестовать 97% акций Михайловского ГОКа. При этом ни подлинность документов, ни права собственности ответчика толком не проверены… Следующие два дня судья спешно готовит документы для ареста акций. В первый рабочий день 2005 года исполнительный лист уже в Москве. Судебный пристав Андрей Калугин, не медля, при поддержке бойцов нагрянул в главный офис банка "Евразия", где хранились акции МГОКа. В течение часа составлен акт описи и ареста ценных бумаг.
Только после фактического выполнения решения ростовского арбитража настоящие владельцы акций Усманов и Анисимов узнали, что их предприятие кто-то пытается незаконно присвоить. Такой поворот событий вполне мог разрушить схему финансирования продажи МГОКа. Бизнесмены обратились в ФСБ, МВД и прокуратуру. Три следственные бригады начали работать в Москве и Ростове-на-Дону. Оказалось, что иск от багамской компании принес некий юрист Виктор Сорокин, он же с приставами побывал в депозитарии московского банка. Этого человека в суде видели многие, но только не судья Клепачев (по его словам). Следствие выяснило, что на самом деле фамилия этого человека Грипп и он вовсе не юрист. Паспорт же на имя Сорокина у его настоящего хозяина был похищен. По данным регистрационной палаты Багамских островов, компания Colchecter Group Trading Corp. зарегистрирована 1 декабря 1999 года, но 31 января 2001 года исключена из реестра из-за неуплаты обязательных сборов. А тамошний житель Роджер Карпентер, от чьего имени велись все судебные действия, не имеет к этому никакого отношения. Но интересная особенность: мистер Карпентер регистрирует в офф-шорной зоне фирмы-однодневки для "прокручивания" огромных денег. Таких фирм, рассчитанных на одну-единственную сделку, у него более 2000! Ростовская фирма "Террасофт", объявившая себя хозяйкой акций Михайловского ГОКа, а затем якобы продавшая их за 100 тысяч долларов несуществующей багамской конторе, тоже оказалась виртуальной. По их юридическому адресу распожено учебное заведение, где об этой организации никто не слышал.
Когда выяснилось, что вся "купля-продажа" - сплошная фикция, судью Клепачева допросили следователи. Он признал профессиональную ошибку со своей стороны. Кстати, уже после обнаружения подлога судья отменил свое собственное решение, "вернув" акции их настоящим владельцам. Его будущая профессиональная судьба в руках квалификационной комиссии Судебного же пристава Калугина, проявившего завидную энергию в офисе банка "Евразия", следствию допросить не удалось. Он вдруг заболел и оказался в клинике, в реанимации. По мнению нынешних хозяев МГОКа, эта история - яркий образец корпоративного шантажа. Иск мог быть подан лишь с одной целью - арестовать акции и выиграть время на проведение переговоров с Иванишвили об аннулировании договоренности с Усмановым и Анисимовым и продаже МГОКа в другие руки. Это может быть выгодно российским металлургическим компаниям, не обеспеченным железорудным сырьем. Сам Михайловский ГОК, с современным оборудованием и квалифицированными специалистами, работал, как и прежде, не ведая, какие баталии идут в Ростове, Москве и уж тем более на Багамах. Раньше акции Михайловского ГОКа лежали где-то за границей, теперь же они вернулись на родину, значит, гигантское предприятие снова стало российским… Впрочем, мошенники не упокоились. По той же "ростовской" схеме они нашли другой арбитражный суд, в Иркутске, где получили очередное решение об аресте акций МГОКа. "Охота" за курским комбинатом продолжается?


Оглавление выпуска 236

Выпуск 235   Выпуск 237

Каталог