В краю артемиевых озер.




Много разговоров вокруг артемиевой темы. Например то, что ехать и ловить артемию в Алтайских край опасно - поймают, арестуют. Или же, что залежи безмерны и расходы на приобретение этого корма в том или ином виде не оправдано высоки... 

В любом случае эта тема разбудила здоровый интерес. В начале июля 2002 года  я и Федоров Алексей сели в мою тайоту и поехали в Алтайские степи. первое большое озеро встретившееся нам на пути называлось Большое Островное, но оно не было соленым, а следовательно и артемиевым. Тем не менее такая масса воды встретилась нам впервые на маршруте и я конечно привожу здесь вид в котором она предстала перед нами.

Мы поели и двинулись дальше в путь. До первого соленого озера нужно было проехать еще 40 километров. Дороги прямо прямо к озеру нет и мы двинулись прямо по степи. Степь вся покрыта полусухой травой, которая безжалостно режет кожу и служит пристанищем такого количества комаров, что даже нам - сибирякам показалось, что их много. Озеро называется Горькое. Подъехать к воде было не возможно, прежде всего потому, что вся береговая линия озера обрыта глубокой траншеей. И вообще как оказалось - все озера в степном Алтае обрыты по периметру траншеями. Мы пошли пешком. Идти нужно было метров 300. Интересно что в пределах береговой линии озеро имеет совершенно особый геобиоценоз. Я разделил бы его на три  зоны. Зона зеленых растений. Зона саккулентов (они имеют цвет от светло-зеленого до свекольного). Зона солончака. Зона солончака подступает прямо к воде, однако подойти вплотную к озеру мы так и не смогли. На расстоянии 2 метра от кромки воды, солончак теряет несущую способность и нас просто начинало засасывать. 

К воде мы так и не подобрались и вернулись к машине. Однако впечатление от озера получили на все сто.

Следующее озеро на которое мы наткнулись (около деревни Чистоозерка) не имело названия, оно было значительно меньше предыдущего. По степи объехали всю деревню вокруг, но чистых озер так и не нашли. Зато нашли множество мелких соленых озер. Все озера здесь наполнены изрядным количеством водорослей всевозможных цветов. Артемии ни в одном не обнаружили. 

В этом же районе по рассказам местных жителей, около поселка Светлый мы вышли на озеро Соленое. Озеро это знаменитое. Как оказалось, люди со всей России ездят на него лечиться от кожных заболеваний. Вылечиваются или нет не знаю, но народа столько, что за нашу замечательную медицину становится стыдно до глубины души. Источником целительных свойств принято считать здесь рапу являющуюся продуктом перегнивания отмирающих рачков артемия. Дно у озера песчаное, вперемешку с рапой и потому достаточно плотное, ходить хорошо. Вода в озере настолько соленая, что плавать на животе несколько затруднительно, гораздо лучше плавать на спине. Рачков здесь действительно много. В середине июля артемия наиболее благоприятна для отлова - рачки уже взрослые, но яйцевые сумки у них еще не начали формироваться. Позже - в начале августа артемия начинает активно готовиться к откладке зимних яиц и уже не будет являться столь привлекательным сырьем  для заготовки. Примерно за два часа мы наловили ведро рачков. Расфасовали улов по полиэтиленовым пакетам и заморозили. Наловить полное ведро возможно было и быстрее, однако нам пришлось это делать вечером, когда лечащиеся освободили наконец озеро от своих тел, рачки в это время видимо сосредотачиваются на ночь в каких-то определенных местах, но мы не смогли их найти. 

Следующим по маршруту было озеро Мормышанское. Расстояние 50 километров. Однако из них 15 километров по щебенке. Озеро тоже целебное и тоже куча народа на берегу. Озеро значительно отличается от предыдущего. Все дно озера покрыто кристаллизованной солевой коркой. Водоем сам не глубокий - не более 1,5 м., но площадь водного зеркала значительная (примерно 3 километра в диаметре). Артемии в этом озере можно сказать, что нет - попадаются отдельные экземпляры. Зато очень много яиц. Видимо уровень солености оказывает влияние на физиологию рачков и у них сдвигаются сроки размножения. Ветром яйца прибиваются к берегу и образуют широкий плотный пояс по которому свободно бегают птицы и мелкие животные.

Дальше по трассе, через пять километров находится еще одно озеро, местные жители сказали, что оно называется Соленое. Нужно сказать, почти все соленые озера Алтая располагаются посреди степи и нередко на каком-то расстоянии от самого водоема пробиваются солончаки. 

При езде по степи нужно внимательно следить, чтобы не попасть в солончак. Машина сразу садится на брюхо и вытащить её без посторонней помощи очень тяжело. Ну конечно с нами так и случилось. Чудом в степи нашли две старых доски и два кирпича. Соленая грязь вперемешку с травой (подкапывались под пороги руками - лопатой никак), солнце печет 35 градусов и туча комаров. Через два часа трудов мы вытащили машину на твердую почву. Объехали солончак и подкатили к озеру. Озеро мелкое с глубиной не более 1 метра. Дно илистое. Ил имеет очень не равномерную плотность, по периметру шириной метра два - очень вязкий и сильно засасывает человека, также полосами по дну озера расположены зоны такого же вязкого грунта и даже жутковато наступать на них. Зато, сколько артемии в озере! Рачки располагались не равномерно во всей толще воды, а широкими, плотными поясами. Здесь артемия была мельче чем в первом нашем озере. Ведро рачков мы наловили довольно быстро  - за 40 минут (ловили по очереди).

Следующее озеро - озеро Горькое. На карте оно почему-то обозначено как горько-соленое, да и название у него говорящее. Однако все оказалось совсем наоборот - озеро щелочное. Естественно в нем не живет артемия, но посмотреть его было интересно Береговая линия в основном представлена песчано-илистой полосой шириной около 50 метров. Местами встречаются крупные массивы саккулентов которых мы уже встретили на соленом озере. Глубина озера в среднем три метра, хотя местные жители говорят, что есть глубины и до пяти метров. Все мелководье достаточно густо заросшее водорослями. Сколько мы не пытались изловить что-нибудь живое, ничего кроме клопов плавтов не поймали.

Со стороны, где к озеру подходит лес, берега его очень живописны и после степных пейзажей глаза отдыхают.

Мы не поехали на известные артемиевые озера Кулундинское, Большое Яровое и Малое Яровое. Картина уже стала ясна, а впечатлений нам хватило и мы двинулись в Барнаул

В Барнауле мы познакомились с людьми ведущими заготовку артемии в самых разных масштабах. Начнем с мелких заготовителей. Они собирают небольшие сезонные бригады и выезжают на заготовку яйца артемии в соответствии с сезоном. производство у таких сборщиков кустарное и даже можно сказать фартовое. Поскольку аквариумный рынок России относительно кормов весьма убог, упомянутые сборщики вполне комфортно себя чувствуют на нем и являются основными поставщиками. Получается так от того, что ими предлагаются достаточно низкие цены и практические любые условия поставки. Одновременно их продукция не демонстрирует выход более 40 % и весьма не стабильна по качеству. Как правило фактор цены для наших аквариумистов все же оказывается решающим. Фотографировать у таких заготовщиков нечего кроме их рож, а мне честно это не интересно.

Другая категория заготовщиков артемии менее знакома российскому аквариумному миру. Прежде всего заготовка ведется воистину в грандиозных масштабах и к моему удивлению не в Алтайском крае. Артемия заготавливается на экспорт. К сожалению мне не разрешили снимать склад продукции подготовленной к поставке. На словах лишь могу сказать, что это помещение бывшего цеха по деревообработке длиной около 80 м. и шириной 20 м., на высоту 3 метра заложено штабелями мешков набитых сухим яйцом артемии. По длине склада устроены три проезда для кара шириной по два метра. В другом помещении располагаются установки для просева яиц и отгонки излишней влажности. Снимать тоже не разрешили. Оборудование все голландское. Тут же в цехе отгорожено помещение - лаборатория. В лаборатории определяется качество заготовленного сырья, технологическая схема его обработки и готовность продукции. так же представлены образцы из всевозможных артемиевых водоемов. Поснимать здесь маленько разрешили. Это батарея инкубационных конусов для проведения анализа. Каждому конусу задается собственное время инкубации.

Это дозатор для взятия проб из инкубационных конусов, а рядом с ним ячеи для обсчета процента выхода яиц. 

Обсчет ведется через бинокулярный микроскоп. Ещё один важный прибор - весы для определения влажности пробы. 

Так же на производстве оборудована морозильная камера объемом 300 м3. Морозилка является безусловным технологическим компонентом. Как можно понять приведенное здесь производство потребовало от организаторов приличных инвестиций. 

Предприятие прежде всего поставляет продукцию в Таиланд. Науплиями артемии в этой стране выкармливают личинок креветок на морских фермах. Еще одним клиентом конторы является фирма "Tetra", правда объемы у них значительно меньше чем у Таиланда, однако сам факт показателен. Минимальная цена яйца на экспорт 10 долларов. Процент выхода экспортных яиц не менее 80 %. Как и в любом производстве здесь существуют и отходы. Эти отходы с удовольствием покупаются уже упомянутыми кустарными заготовщиками яиц артемии и предлагаются ими на аквариумный рынок России.

Хочется выразить огромную благодарность директору описанного предприятия за экскурсию на его производство которую он провел для нас лично.

Лучшего завершения для нашего похода в артемиевый край нельзя было и придумать и мы с чувством удовлетворения укатили отдыхать на Телецкое озеро.