30.01.2002

Воспоминания о Карелии.
Район Княжегубского водохранилища.
Андрей Абрамов (США).

  Действительно, рыбы и диких мест становиться меньше , уже в 70х было трудно найти в Карелии место, где не встречались бы явные следы деятельности или прибывания человека.А туристов было много всегда.

  В 95м в Княжой уже было полное запустение. Катера уже и тогда не ходили. Они всеФото с речкой, вытекающей из озера- это Васькозеро. валялись на берегу около лесопилки. Тогда местные говорили, что лесопилку купил какой-то англичанин и почти всех рабочих уволил, что вполне понятно. По Княжой разъезжал его единственный в тех местах джип. Это выглядело экзотично.

  Мы с другом нашли капитана, который ездил на Винчу рыбачить ,кстати, там тоже был миниатюрный домик на берегу. Он нас туда и забросил за четыре бутылки водки и задушевные разговоры.Тогда, в 95м, на обратном пути, мы не смогли найти в Моше никого, кто бы нас вывез на моторке в Княжую, ввиду уже тогда полного запустения и наличия в посёлке всего нескольких человек. Из-за этого мы и шли в Лопское своими силами. Хотя это было наполовину безумием, учитывая состояние нашей резиновой лодки, которой исполнилось 25 лет, её почти дрейфующую скорость и отсутствие опыта плавания по компасу и карте, боязни большой волны и сильного отплывния от берега.

 Моя бабушка готовит обед. Таким образом мы готовили пищу, пока жили в Моше, снимок от 78 года.

  Про рыбу лишь добавлю, что за всё время моих поездок, кумжа нам ни разу не попалась. Мой дед ловил её до меня. Может быть, ко времени начала наших совместных с ним поездок, он потерял сноровку или уже тогда её было мало. Сетями мы никогда не ловили (из-за дедушкиной принципиальности), а на донку в 77г. в Моше я в первый и последний раз поймал одного карася и одного угря. Дед рассказывал об одной небольшой ламбе справа от речки между Челозером и Кукасом, где кумжа брала на “дорожку”, на середине ламбы.(Сам не проверял). В небольшой ламбе около Нотозерска водилась корюшка.

 Туристы в Затоне, в Княжой ,79 год. Тогда в Затоне жизнь кипела. Здесь есть мой дед, он идет с тележкой.

И напоследок – маленькая история. В поисках катера в Княжой в 95м. мы обратились с вопросами к одному местному мужичку в телогрейке и кирзовых сапогах, который сидел на причале, свесив ноги над водой и ловил рыбу. При этом шёл сильный дождь и мужичок выглядел романтично. Он оказался задушевным, в меру пьяным человеком, который помог нам найти транспорт, и вообще был любезен. Мы его случайно встретили на обратном пути на остановке автобуса. Погода была отличная, автобусы, которые ходили и так 1 раз в 40 мин. не останавливались из-за забитости битком- суровая местная молодёжь ехала на танцы.У нас было время постоять и поговорить.Мужичок рассказал нам историю, как после постройки плотины в начале 50х поднялась вода, и образовалось множество островов. Мошу перенесли на другое место, а старое место превратилось в остров на котором скопилось огромное количество зайцев. Он с другом ездил стрелять этих зайцев ради спортивного интереса, убивая их десятками. Во время рассказа его глаза светились радостью приятных воспоминаний молодости. Мне с трудом удаётся припомнить встречу с какими-нибудь животными в лесу за всё время наших поездок. На Ночном в 91ом. мы спугнули медведя, которого я даже не успел рассмотреть из-за скорости его удирания (после этого мы сами удирали из того места), ещё пара-тройка зайцев за 8 сезонов, промелькнувшая норка…Всё это сильно контрастирует с тем что вижу здесь, в Америке, где белок в Нью-Йорке огромное количество, в “провинции” олени ходят под окнами и вообще куча всякой живности, знакомой мне в России только по картинкам.

Ночное оз.

  Говорят, что теперь в Мошу повадились ходить медведи, когда на развалинах домов поспевает огромное количество малины. Я могу представить, что найдётся любитель пострелять и их. По этому у меня есть небольшая задумка съездить в будущем в Финляндию, прямо напротив тех хорошо знакомых мне мест, чтобы посмотреть как могли они выглядеть при других обстоятельствах ...

Так выглядел  Нотозерский пос. в 78 году

Андрей Абрамов