| Содержание сборника |
|
|
"Аще забуду тебе, Иерусалиме..." |
|
|
|
(из книги "Небесный Удел") |
|
|
|
Великий Пост, Изгнание Наше |
|
" На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона".
Эти слова великопостнаго псалма напоминают нам, православным христианам, Новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных в равной мере земная жизнь есть изгнание, а Небо - желанное отечество.
Великий Пост установлен для нас Матерью-Церковью как время изгнания, чтоб не ослабла наша память о Сионе, от котораго мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание, и по нашим безмерным грехам остро нуждаемся в нем. Только через скорби изгнания, о которых напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ Сиона.
" Аще забуду тебе, Иерусалиме..."
Безсильные и безпамятные, мы даже в дни Великаго Поста живем так, словно Иерусалима у нас никогда и не было. Мы влюблены в наш мир, наш Вавилон; мы соблазнены обилием удовольствий "на земли чуждей" и пренебрегаем службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того, мы любим самих наших поработителей - ведь грехи держат нас крепче всякой стражи - и служа им, мы праздно тратим драгоценные дни Поста, когда следует готовиться ко встрече Зари Новаго Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Еще есть время; нужно только вспомнить, где наш дом, и заплакать о наших грехах, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами Св. Иоанна Лествичника: "Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестаннаго плача". Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мира.
Этого можно достичь, проводя текущие дни в посте, в молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слезах покаяния, в приготовлении к великому Празднику, завершающему нынешнюю пору изгнания, - и свидетельствуя всем на этой "земли чуждей" о грядущем величайшем Празднике, когда Господь возвратит Свой народ в Новый вечный Иерусалим, из котораго уже нет изгнания.
Март 1965 г.
|
|
"...Много званных, мало избранных" |
|
Именно сейчас, когда радость о Воскресении Христовом так свежа у нас в сердце, полезно вспомнить эти слова, слышанныя нами во время Великаго поста. Званные Спасителем на нынешний праздник, будем ли мы избраны для Его вечнаго небеснаго праздника?
Как скоро глохнет голос неба в шуме наших праздников! Как легко растратить добрые плоды Великаго поста, если в Пасху сделать перерыв от духовных усилий! Но если сегодня мы растеряем все приобретенное вчера, то дело наше плохо: кто духовно не совершенствуется, тот не просто стоит на мест, а неудержимо катится назад.
"Для чего, - спрашивает св. прав. Иоанн Кронштадтский, - Господь добавляет день за днем, год за годом, к нашей жизни? Чтобы мы постепенно очищали, освобождали душу от зла и приобретали блаженную простоту". Это - дело всей жизни: в нем не может быть остановки. Пасха для православных - не только ежегодний праздник, не только событие неизменнаго годового цикла. С каждым годом мы ближе к смерти, ближе к решению нашей вечной участи. И если из года в год наш союз с Богом не становится все теснее, вера - крепче, а привязанность к миру - слабее, значит, мы плохо готовимся к этому шагу.
Если пасхальная пора не требует от нас такого напряжения сил, как предшествующия недели, не допускает она и полнаго разслабления, и пренебрежения уроками Великаго поста. На суде с нас спросится не только как мы постились (ведь и работников одиннадцатаго часа Господь принимает с радостью), но и, наверное, в первую очередь, как мы проводили праздники: в трезвости, в молитве, в наблюдении за собой, в ясном сознании, что Жених грядет в полунощи, когда Его никто не ждет, - или в обжорстве, в безчувствии, в подражании миру, в подчинении всякой страсти и всякому соблазну.
Давайте будем праздновать, но праздновать трезво, помня о том, в чем состоит наш праздник: в том, что Господь отворил нам двери Царства, где празднику нет конца. Давайте принимать земныя радости, не привязываясь к ним душой, но устремляясь от них в то Царство, куда мы призваны.
"Подумать только, - говорит о. Иоанн, - чего мы лишаем себя своей добровольной близорукостью! Словно мухи, липнем мы к земным сладостям, и не хотим подняться, не хотим оторваться от них. Благословен тот, кому чужды радости этого мира: конца не будет его блаженству."
Май 1963 г.
|
|
О Смысле Страданий |
|
Среди множества духовных сокровищ, которыми мы обязаны св. апостолам Петру и Павлу, едва ли не самое важное - понимание смысла страданий. В те времена, точно так же, как и теперь, люди искали "благополучия" и "безопасности"; апостолы же были в постоянных опасностях и тревогах, страдали от голода и холода, их преследовали, бичевали, побивали камнями, держали в темницах, и в конце концов убили. Но они не жаловались на судьбу, а только радовались: "сегодняшния временныя страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас " (Рим. 8:18). Они знали, что боль и страдание - необходимая часть духовной жизни человека. Перенося скорби, мы учимся терпению и надежде (Рим. 5:1-3); чем сильнее приходится страдать, тем более Христос утешает нас, и тем более мы становимся способны утешать других (2 Кор. 1:4-5). Даже несогласия и разделения среди верующих тоже необходимы, чтобы истинная вера могла обособиться от ложной (1 Кор. 11:19).
Но самый, наверное, главный урок страданий - это сознание своей слабости: именно в страданиях мы вынуждены полностью полагаться на Божию силу взамен своей собственной. "Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен " (2 Кор. 12:10).
В наши дни мир стал сильней и притягательней чем когда-либо прежде; везде и повсюду склоняет он христиан на легкую дорожку "благополучия" и "безопасности", подальше от страдания и боли, внушает им, что земная жизнь - это источник наслаждений, а вовсе не этап испытаний на пути к жизни вечной. Но от того, кто дерзает называть себя православным, Господь ожидает совсем иного. Потому-то, снисходя к нашим слабостям, Он и посылает нам огорчения, страдания, гонения и боль, чтобы мы не забывали о Нем и о Его вечном Царстве, чтобы мы очнулись ото сна, открыли глаза и увидели, где наш дом.
Давайте же сохраним в памяти пример св. апостолов, и в особенности - ту горящую веру, которая провела их через все испытания; давайте прислушаемся к словам ап. Павла, который, вместе с нашими сегодняшними пастырями, зовет нас готовиться, в скорбях и страданиях, к Царству вечной славы и радости. Пускай мы слабы; но нет такого испытания, которое нам не под силу, если только наша сила - Христос. "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39).
Июль 1963 г.
|
|
О Христианской Любви |
|
О чем еще столь же часто слышим мы от Самого Спаистеля и Его апостолов? Любовь - основа христианской жизни. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем " (1 Ио. 4:16). О любви - главная заповедь Господа, в ней же - отличительная черта Его последователей: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; якоже возлюбих вы, тако да и вы любите друг друга. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ио. 13:34-35)
В наши дни, когда над миром властвует дух антихриста, тоже слышатся разговоры о любви. Многие из тех, кто называет себя христианами, рука об руку с безбожниками и коммунистами созидают "новую эпоху братской любви и мира". Но эта любовь - обман, фальшивка, карикатура на подлинную христианскую любовь. "Мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение" (Лк. 12:51)
Удел христианина в этой жизни - непрестанная борьба, сопротивление миру и его соблазнам, и даже любовь, если это не любовь во Христе, может оказаться одним из соблазнов. "Иже любит отца или матерь паче Меня, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин" (Мф. 10:37).
Мир не принимает христианскую любовь, прежде всего потому, что ея плоды - не в этой жизни, а в грядущей. Проповедники всемирнаго "братства"и всеобщей "любви" либо вовсе не верят в грядущую жизнь, либо видят ее в расплывчатом отдалении. Но православному не надо объяснять, что подлинный смысл любви - в вечности: "Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный" (Ио. 3:16).
Мирская любовь - это снисхождение к слабой, смертной человеческой природе, забота о хорошей жизни покамест она еще не кончилась: такая любовь безсильна перед лицом смерти, и со смертью же гибнет. А христианская любовь видит в человеке образ Божий и ищет для него совершенства и вечной жизни; ея начало - не на земле, а на небе, и цель ея - небесное безсмертие.
Господь предупредил нас: "Будете ненавидимы всеми имене Моего ради" (Мф. 10:22). Случается, в трудную минуту нас искушают сомнения, страх, и даже ответная ненависть, но христианская любовь, не подвластная смерти, в силах превозмочь все эти искушения. Мы получили от Господа заповедь, "любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы" (Мф. 5:44); она опровергает, опрокидывает земные мерки и открывает дорогу к небу, к вечному торжеству любви.
Сентябрь 1963 г.
|
|
Не От Мира Сего |
|
Часто говорят, что Православие - "не от мира сего". Так оно в самом деле и есть, и в этом его сила. Но даже сами православные не всегда помнят об этом, не всегда отдают себе отчет, что это значит.
Это значит, предмет нашей веры и руководящая сила всей нашей жизни - в невидимой реальности: "мы ходим верою, а не видением " (2 Кор. 5:7). Это значит, всю свою жизнь, день за днем, мы ведем борьбу, невидимую брань "не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6:12). Это значит, мир понятия не имеет, куда обращены наши молитвы, даже не признает реальности тех, от кого мы непрестанно получаем помощь в нашей борьбе: ни Самого Бога в трех Лицах, ни Пресвятой Богородицы, ни ангелов, ни святых. Это значит, мы живем по закону не только чуждому, но и прямо противоположному законам мира; мы не видим смысла нашей жизни в успехе, довольстве и счастьи, но - будь на то Божия воля - благодарно принимаем страдания, боль, унижения и горе; мы не ищем себе оправданий в естественных человеческих пристрастиях, а, напротив, опираясь на помощь и учение Церкви, распинаем их, помня сказанное, что "если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8:13). Это значит, мы не собираем себе богатств на этой тленной земле, но всегда помним о назначении нашей нетленной составляющей - нашей души; мы стремимся построить свою жизнь так, чтобы избежать страшнаго адскаго пламени, ожидающаго тех, кто отвергает Бога или пренебрегает Его служением, всеми силами стремимся быть среди тех, о ком будет сказано: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира" (Мф. 25:34).
Январь 1964 г.
|
|
Молитва Благоразумнаго Разбойника |
|
Праздников Праздник, день Светлаго Христова Воскресения, - сам по себе уже небо на земле для каждаго православнаго христианина. Первенец из воскресших, Христос, отворил для нас двери к вечной жизни, и все те, кто приготовил себя к великому празднику, как того требует Бог и учит святая Церковь, все они уже сегодня увидели ея отблеск. Сегодня здесь, как и там, все - радость, слава, и свет.
Дорога к празднику длинна и трудна. Но Господь по своей милости к нам не отвергает и тех, кто вышел на нее не в самом начале. Работники шестого, девятаго, и даже одиннадцатаго часа, как говорит св. Иоанн Златоуст, - столь же желанные гости, как и те, кто трудился и постился начиная от перваго часа.
Действительно, в службах Страстной недели, как и при каждом совершении святой Евхаристии, Церковь вспоминает того, кто обратился к Богу лишь в самый последний миг. Это был Благоразумный Разбойник, распятый на кресте подле Спасителя, чьи предсмертныя слова стали молитвою каждой православной души: "Помяни мя, Господи, во Царствии Своем ".
И недаром. Сознаем мы то или нет, все мы находимся в его положении. Как и он, мы осуждены на смерть своими собственными грехами; как и ему, нам не на что надеяться в этой жизни; как и его, нас ждут только страдания и жалкая смерть, если наша надежда не идет дальше.
Но если мы, как и он, в своем страдании и ничтожестве все же обратимся к Богу, Который принял на Себя всю слабость нашей человеческой природы, даже до мучительной и позорной смерти, и поверим Ему, что Он в силах сдержать Свое слово, - тогда осуждение наше отменено, наши грехи прощены, наше недостоинство не имеет больше значения, и наша боль, печаль и смерть поглощены победным торжеством радости и вечной жизни.
Такая вера утверждается в ослепительных службах нынешних дней; такая вера поднимает нас над землей и приоткрывает облик грядущаго. И мы начинаем понимать, хотя бы отчасти, что именно обещал Спаситель разбойнику в ответ на его молитву, и ни одно слово Писания не дарит нам больше надежды и силы, чем эти: "Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи".
Апрель 1964 г.
|
|
+ + + |
|
| Содержание сборника |