"Известия"
N 202 (25547) от 27.10.1999, cтраница: 8

   

READER@IZVESTIA.RU
Электронную почту читала Татьяна ФИЛИМОНОВА


"Пустили козла в огород"

С особой актуальностью в нашем обществе выявилась проблема негласного прослушивания телефонных разговоров в рамках оперативно-розыскных, как их именует закон, мероприятий, цель которых - сбор компромата. Эта ситуация частично отрегулирована законом об оперативно-розыскной деятельности 1995 года (включая поправки от декабря 1998 года), но полнота такового регулирования оставляет желать лучшего. Что и подтверждается периодическими "сливами" в средства массовой информации.

Тем не менее существует мнение, что тревогу бить незачем. Просто, дескать, некие предприимчивые граждане и должностные лица, руководствуясь корыстными или иными побуждениями, нарушают Конституцию РФ и уже упомянутый закон об оперативно-розыскной деятельности. Таких граждан нужно выявлять, преследовать предусмотренными законом способами, вот и все.

Однако из-за "негласности" этих действий (проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, перлюстрация почтово-телеграфной корреспонденции и даже Интернет-почты) факт нарушения прав гражданина не всегда становится фактом в юридическом смысле. Особенно циничным представляется то положение закона, которое дает право гражданам апеллировать как к подразумеваемому нарушителю его прав, так и в суд. Ну какие, интересно, могут быть у вас основания полагать, что вас прослушивают, кроме неких умозаключений, что вас могут прослушивать? Ведь все технические требования к системе оперативно-розыскных мероприятий как раз исключают возможность обнаружения факта прослушивания, перлюстрации и т.п. Законодатель договорился до того, что санкция суда на нарушение прав гражданина хранится только в органе, который как раз и запросил эту санкцию! Это как если бы к вам прибыли с обыском, но постановление не предъявили, поскольку оно "секретно" и должно храниться в сейфе офиса!

Я полагаю, что все практические мероприятия, связанные с негласными, но санкционированными действиями, нарушающими охраняемые Конституцией права граждан, должны проводиться не заинтересованными службами (МВД, ФСБ, пограничники и таможенники), а третьей стороной. Структурой, которая подчинялась бы, например, Министерству юстиции и у которой отсутствовала бы внутренняя мотивация нарушать охраняемые права граждан без санкции суда.

А как считаете вы?

Вадим ИОНОВ
[
ionov@mail.com]

...


Copyright © 1995-1999 ОАО "Редакция газеты "ИЗВЕСТИЯ".
Использование материалов без письменного согласия редакции запрещено.