НС: АВТОРСКИЙ БРЕД

Размышления на тему, что есть "Несчастный случай", и что отсюда следует.

Часть Первая монографии ОффБрейкера

Необходимое предисловие: эти заметки написаны изрядное время назад. Никакого желания поразить достойную публику в их обнародовании нет. А есть только демонстрация того, что автор записок, а равно и "Пестни о Моркве" вовсе не является тайным Кортневоненавистником. Напротив и наоборот...... - - - (LD)


 

Итак, целью данной монографии является определение, что такое русская музыка, как пишутся тексты и, наконец-то, развенчание мифа о т.н. феномене команды “Несчастный Случай”, как особого направления в современной музыке. Написано будет, как получится, однако автор будет стараться, чтобы всё было не так скучно, как кажется.

Глава Первая.

Аспекты of Музыка.

(по мотивам статьи “Русская Музыка” “Музыкального Энциклопедического Словаря”)
- Мариванна, не выпендривайтесь,
слушайте песню “Валенки”.
(Из анекдота)

Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племён, населявших территорию Древней Руси до образования в 9 веке первого русского государства (Киевская Русь). Языческие обряды славян включали заклинание, пение, игру на музыкальных инструментах (уже в 6 веке были широко распространены гусли).

Несмотря на противоречивые данные, именно к гуслям, а не к арфам следует вознести возникновение гитар и прочих струнных музыкальных инструментов. Первые имеют в своём составе корпус-резонатор, а не примитивный набор струн, натянутых на подкову для слона, как у вторых.
Вывод 1. Предпосылки к возникновению “Несчастного Случая” в виде музыкальных инструментов, которые в результате эволюции превратились в те, которыми сейчас владеет половина команды, восходит к 9 веку.

Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовых (связанных с циклом сельскохозяйственных работ) и семейно-обрядовых (плачи, причитания, песни свадебного обряда) песнях.

Отсюда происходят: начинающий становиться классикой “Галя” (плач), “Овощное танго” ( календ. - убор.) и т.д.

Боевые песни славянских дружин послужили основой героического русского эпоса (расцвет в 10-11 веках), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин).

Например, строевые “Чего мы носим”, “Нет ты понял”, а также эпос “Генералы”.

К высоким достижениям национального искусства принадлежит лирическая народная песня (распространилась в 16-17 веках). С 16 века бытуют исторические песни, а также песни социального протеста.

Весь альбом “Это любовь” также можно разбить на лирические (“Это любовь”, “Чем виновата любовь”, “Луна”), исторические (“Балалаечка”) и песни социального протеста (“Что ты имела?”, “Простуда”, “Америка”).
Вывод 2. Т.н. “новое” творчество “Несчастного Случая” почерпнуто из жизни на Руси на рубеже 16-17 веков, а более ранние произведения, соответственно из более ранних эпох.

Главными носителями фольклорной традиции и профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальный инструментарий включал гусли, трубы, сопели, бубны, гудки

Вывод 3. Формирование “Несчастного Случая” в рамках Студенческого Театра МГУ носило закономерный характер. Если бы НС сформировался немного раньше, то его первоначальный состав представлял бы примерно следующий вариант: Кортнев (вокал, бубны), Пельш (сопели), Мордюков (трубы и гудки) и Чекрыжов (гусли)

Другой тип певца – Боян, прославлявший князя и его дружину. С принятием христианства развивается церковная музыка – единственный вид письменного профессионального музыкального искусства Древней Руси. Первоначально заимствованная из Византии, она затем приобрела своеобразные национальные черты (Знаменный распев)…

[см.“Аркадий” - No comments]

Во второй половине 17 века формируются новые музыкальные традиции, вызванные изменением условий общественной жизни, а также религиозного мировоззрения. Одноголосый знаменный распев вытесняется пришедшим с Украины более красочным многоголосым партесным пением. В конце 17 – начале 18 веков складывается школа мастеров многоголосого хорового письма. Высшей формой этого творчества явился духовный хоровой концерт a capella. Получает распространение многоголосая бытовая песня – псальма, кант.

Типичным примером данного заимствования является исполнение им a capella куплета “Пламя любви озаряет вершины и горы…”, для чего число вокалистов было доведено до 5.
Вывод 4. Именно метания коллектива между балаганом и религией привели к тому, что Студенческий театр МГУ выгнали с “насиженной сцены”, так как церковь не могла терпеть этот вертеп в стенах бывшей часовни.

Реформы Петра I подготовили почву для утверждения в России новых форм музыкальной жизни, заимствованной в Западной Европе. Наблюдается оживление светского искусства. Возникают инструментальные капеллы при дворе, а также в домах вельмож, помещиков, развивается любительское музицирование (популярность приобретают столовые гусли и клавесин).

Вывод 5. Реформы Петра I не только дали толчок развитию музыки, но и убили в Сергее Чекрыжове гусляра.

В последней трети 18 века под воздействием идей русского просветительства начала формироваться национальная композиторская школа. Ведущим жанром 18 века становится опера, зачастую приближающаяся к бытовой комедии с музыкальными номерами… В середине 18 века возник новый жанр камерной вокальной лирики – “российские песни”.

Вывод 5а. Русское просветительство раскрыло в Сергее Чекрыжове (да и в других членах команды “Несчастный Случай”) композиторский талант.

В начале 19 века в русской музыке проявились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам, сказочной фантастике. Широкое распространение получил романс, тесно связанный с русской поэзией (особенно творчеством А.С. Пушкина).

Романс, тесно связанный с творчеством А. Кортнева, ещё не вознёс его статую к кинотеатру “Россия”.
Вывод 6. Пока существуют поэты помаститее.

Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И. Глинки – основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры.

Вывод 6а. Да и основоположники тоже.

Общественный подъём 1850-60 годов отразился и в музыкальной культуре: более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального музыкального образования. Демократические идеи 60-х годов нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получивших наименование “Могучая кучка”.

Свою могучую кучку отложили и слушатели команды “Несчастный Случай” в результате бесчеловечной акции, проведёдённой методом голосования за лучшие песни.
Вывод 7. Не всё золото, за что проголосовали.

В русской музыке начала 20 века нашли воплощения идеи, связанные с революционным подъёмом. Происходит переакцентовка роли жанров. Опере предпочитается симфоническая и камерная музыка. Расцветает хоровая культура, утверждаются новаторские стилевые и жанровые принципы. Октябрьская революция 1917 года … Новая тематика музыки складывается уже в песнях Гражданской войны 1918-20, затем в ряде опер, балетов, симфонических произведений, кантат, ставших первым опытом воплощения современной темы.

Немецкий след в Великой Октябрьской революции отражён в “Mein Libber Tans”, культ личности в “Сталинском соколе” и “Метро” и т.д.

Глава первая – резюме: “Несчастный Случай” - банда скоморохов, черпающих свой репертуар и темы в бездонных пропастях русской музыки. Нотный стан, используемый командой, сложился в Европе в 17 веке, а не в стенах СТ МГУ в 20-м.

Глава Вторая.

Эвристика – наука о муках творчества.

“Нетрудно свести лошадь к воде.
Но если вы заставите её плавать на спине -
вот это значит, что вы чего-то добились.”
(на поиск эпиграфа убито 15 минут)

Так или иначе на формирование человека, как личности, оказывает влияние множество факторов. Хотим мы того или нет, но окружающая среда, воспитание или отсутствие его, природа, географическое расположение, климат, национальные традиции, религия и политика, пускай и подсознательно отражаются на нас и нашем характере.

“…§1. Два мира. Для каждого человека существуют два мира: внутренний и внешний; посредниками между этими двумя мирами являются органы чувств. Внешний мир имеет способность влиять на органы чувств, вызывать в них особого рода изменения, или, как принято говорить, возбуждать в них раздражения. Внутренний мир человека определяется совокупностью тех явлений, который абсолютно не могут быть доступны непосредственному наблюдению другого человека.
Вызванное внешним миром раздражение в органе чувств передаётся миру внутреннему и со своей стороны вызывает в нём субъективное ощущение, для возможности которого необходима наличность сознания. Воспринятое внутренним миром субъективное ощущение объектируется, т.е. переносится во внешнее пространство, как нечто, принадлежащее определённому месту и определённому времени. Иначе говоря, путём такого объектирования мы переносим во внешний мир наши ощущения, причём пространство и время служат тем фоном, на котором располагаются эти объектированные ощущения. В тех местах пространства, где они помещаются, мы невольным образом предполагаем порождающую их причину. Исследование процесса объектирования относится к философии.
Человеку присуща способность сравнивать между собою воспринимаемые ощущения, судить об их одинаковости или неодинаковости и, во втором случае, отличать неодинаковости качественные и количественные, причём количественная неодинаковость может относиться или к напряжённости (интенсивность), или к протяжённости (экстенсивность) или, наконец, к продолжительности раздражающей объектированной причины.
Так как умозаключение, сопровождающее всякое объектирование, исключительно основано на воспринятом ощущении, то полнейшая одинаковость этих ощущений непременно повлечёт за собою и тождественность объектированных причин, и эта тождественность помимо, и даже против нашей воли сохраняется и в тех случаях, когда другие органы чувств неоспоримо свидетельствуют нам о неодинаковости причин (предмет и изображение в зеркале – зрение и осязание). Здесь кроется один из главных источников несомненно ошибочных умозаключений, приводящих к так называемым обманам зрения, слуха, и т.д. Другой источник – отсутствие навыка при ощущении новых.
Восприятие в пространстве и времени чувственных впечатлений, которые мы сравниваем между собою и которым придаём значение объективной реальности (объектируем), существующей помимо нашего сознания, называется внешним явлением…
Один из могучих трёх рычагов, двигающих человечество по пути его развития – это любознательность, имеющая последнею, непостижимою целью – познание сущности нашего бытия, истинного отношения нашего мира внутреннего к миру внешнему. Два других рычага – стремление к удобству и стремление к славе…”
(О.Д. Хвольсон. Курс физики. Том I. 1923 год)

Одной из самых характерных черт человека, подчёркивающих его индивидуальность (отражающих его внутренний мир) является словарный запас и порождающие эвристики.

Несомненно со временем в наш обиход приходят и исчезают сотни слов, сливающихся в комбинации-паразиты от народных “ёлки-палки” до, казалось бы, безвредных “на самом деле”. Однако основной запас лексем практически неизменен и если они развиваются, то добавляются в смежные области знаний.


<<BACK