Главная Статьи

БОЛЬ И НАДЕЖДЫ АЛЖИРА

Активизацией двусторонних отношений с этой североафриканской страной Россия способствует исчезновению страха перед исламскими боевиками



В ЧИСЛЕ семи кандидатов на пост президента Алжира - председатель оппозиционного проберберского Фронта социалистических сил Хосин Аит Ахмед и шесть "независимых" претендентов. Среди последних - бывший министр иностранных дел АНДР Абдельазиз Бутефлика, которого поддерживают семь политических партий, в том числе Фронт национального освобождения и Национальное демократическое объединение, входящие в правительственную коалицию, а также исламская партия Движение "Ан-Нахда". Кандидат Ахмед Талеб Ибрагими, как здесь считают, пользуется поддержкой запрещенного Исламского фронта спасения, а кандидат Абдалла Джабалла - исламской Партии национальной реформы, образовавшейся недавно при расколе уже названного выше исламского движения - "Ан-Нахда". Трое оставшихся кандидатов - Мулуд Хамруш, Мокдад Сифи (оба - бывшие премьер-министры) и Юсеф Катиб.

Абдельазиз Бутефлика выступает "за энергичное продолжение борьбы против терроризма" и обещает "содействовать восстановлению гражданского согласия в стране", где, как сказал бывший министр, "насилие имеет не только социальные, но и политические причины". Избрание этого или ему подобного кандидата на президентский пост в ходе выборов будет означать согласие большинства населения с политическим и экономическим курсом правительства, с позицией продолжения борьбы против непримиримых исламистов.

Алжир между тем продолжает жить своей трудной жизнью, а правительство не прекращает попыток усилить привлекательность своего государства для иностранных туристов, предпринимателей и инвесторов, не уставая убеждать другие страны в том, что для обеспечения безопасности используются все меры. Официальные власти, видимо, надеются на то, что активизация внешних связей засвидетельствует необратимость перемен и вкупе с антитеррористическими мерами будет способствовать стабилизации и гражданскому согласию в обществе.

Алжир на самом деле очень интересный и выгодный с точки зрения торгового сотрудничества партнер. Знаменитые алжирские вина по своему качеству не уступают французским. Алжирское вино покупают США, Канада и, главное, сама Франция. Торговля вином - перспектива для сделок столь же выгодная, как и торговля фруктами: в Алжире, например, произрастает 900 видов фиников! Что касается России, то здесь с удовольствием купят бытовую технику российского производства, электронные приборы, есть перспективы для расширения военно-технического сотрудничества. Недавно, например, НДРА закупил у РФ три комплекта новой мобильной системы радиотехнической разведки на сумму 8,5 млн. долл. В ходе прошедшего недавно в Москве второго российско-алжирского бизнес-форума стало ясно, что сотрудничество двух стран активно развивается и в будущем может принести значительную выгоду обеим странам от деятельности построенных россиянами в Алжире предприятий металлургической, машиностроительной, химической индустрии, добывающих и перерабатывающих нефтегазовых комплексов, а также от производства стройматериалов. Участвовавшие в форуме АО "Роснефтегазстрой", ВО "Машиноимпорт", "Интеррос" и другие российские государственные и частные компании подписали новые краткосрочные и долгосрочные контракты.

Но главный алжирский товар - туризм. По свидетельству знатоков, туристический потенциал страны огромен и подобен целине. Приехавшие на отдых будут здесь не только купаться в кристально чистом море, загорать на великолепных пляжах, ходить в горы и пить чай, наблюдая незабываемые лунные пейзажи на границе Сахары. Они, в отличие от курортов Европы, смогут увидеть не загрязненную иностранными (чаще всего американскими) вкраплениями экзотику, не избалованный обслуживающий персонал, почувствуют "запах нации". Этот запах был бы, видимо, на самом деле хорош, если бы не страх путешественников перед террористами.
За последние годы алжирские власти стали более открытыми и терпимыми к критике. Они стали значительно реже обвинять во "вмешательстве во внутренние дела" тех иностранных представителей, кто упрекал их в неспособности защитить свой народ. В начале прошлого года Алжир посетила делегация Евросоюза, с которой власти не захотели вести разговор о корнях терроризма внутри страны и свели беседу к теме привнесения этого зла извне. С приехавшими через месяц представителями Европарламента уже говорили о внутреннем терроризме, но гостям пришлось выполнить рекомендации властей "не встречаться с воинствующими исламистами", что, разумеется, помешало объективной оценке ситуации и вызвало критику европейской общественности. Летом прошлого года в течение двух недель с обстановкой в Алжире знакомилась делегация ООН, члены которой тоже не имели прямых контактов с воинствующей оппозицией, но встречались с посредниками, свободно звонили им и обменивались факсами. Это был уже прогресс. А в настоящее время ведутся переговоры о поездке в АНДР группы иностранных журналистов. Одиночные репортеры там уже бывали. Посетившие Алжир содрогаются от деяний боевиков, с пониманием относятся к применяемым правительством антитеррористическим мерам, но считают, что без реформ не обойтись, так как будущее страны за политикой "золотой середины".

В конце марта в Алжире пребывала российская делегация во главе с руководителем аппарата правительства РФ министром Юрием Зубаковым. О важности прошедших переговоров говорит хотя бы тот факт, что в составе российской делегации было более 20 человек, представляющих министерства иностранных дел, финансов и торговли, а также целого ряда государственных компаний. В ходе визита были подписаны соглашение о военном и техническом сотрудничестве и протокол о консультациях. Симптоматично, что делегация такого уровня из России приехала в Алжир впервые за последние десять лет. Возможно, у партнеров этой североафриканской страны постепенно исчезают страхи перед террористами. Во всяком случае, Россия - первая среди тех, кто активизацией двусторонних отношений способствует этому.

Недавно в отдельных районах Средиземноморского побережья НДРА, где практически всегда тепло, небывалые снегопады нарушили движение на дорогах. В это же время в пустынных и безводных районах юго-запада страны прошли проливные дожди, повлекшие человеческие жертвы и значительные разрушения. После снега стало опять тепло, а после дождей небывалой силы песчаная буря вновь восстановила царство пустыни. Местные старики утверждают, что подобные аномалии и небывалое буйство стихий - предвестники краеугольных изменений в жизни людей. Алжирцы живут сегодня надеждами на перемены к лучшему. Они верят в то, что стабильность и мир вскоре воцарятся на их многострадальной земле.


Виктор Соколов