БЕСЕДА С ВЕЛИКИМ КАРДИНАЛОМ
… Один из замечательных персонажей французской истории, первый государственный деятель своей эпохи Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье сидел в глубоком кресле. На столе горела свеча. Кардинал – Государственный министр – внимательно посмотрел сквозь меня и вопросительно поднял бровь.
- Монсеньор, вы были одним из тех, кто стоял у истоков нынешнего величия Франции. Предполагали ли вы, что станет с вашей родиной через несколько веков?
- Будущее важнее настоящего, - медленно, будто просыпаясь, заговорил кардинал-министр. – Опыт доказывает, что если не заглядываешь в даль своих проектов, туда, куда хочешь их донести, век их будет недолог.
- Вы многое совершили, как все это вам удалось?
- Чаще всего удается преуспеть в делах, когда ведешь их спокойно и щадишь умы тех, с кем приходится работать, другим путем такого не добьешься.
- С вашим именем ассоциируется во Франции прогресс, вам должно быть лучше других известно, каким образом он происходит?
- Прогресс во взглядах вершит время, рассудок и доброта, а не договоры, конвенции и принуждение.
- Ускорить его не в наших силах?
- Как дети учатся ходить перед тем, чтобы побежать, и кормятся молоком, пока их желудок не начнет переваривать куски мяса, так, приспосабливаясь к слабости человека, его нужно выводить на путь совершенствования постепенно в его же собственных интересах, чтобы потом он зашагал большими шагами во имя славы Господней, она одна в состоянии довести его до цели.
-
Практически при вас сложилось французское государство, на чем основывалась ваша концепция государственного устройства?- В основании фундамента счастья любого государства лежит установление правления Господа.
- Приверженец абсолютной монархии, вы считаете ее лучшей из всех изобретенных человечеством систем правления?
- Поскольку она больше, чем какая-либо другая, имитирует Божью.
- Что из этого следует?
- Ни оружие, никакая другая сила не способна одержать победу над королем, которого хранят Господни ангелы
.- Плохо охраняли, монсеньор. И во Франции, и в России история распорядилась иначе…
- Каким бы осторожным ни был человек, он должен помнить, что часто ошибаются даже в таких вещах, о которых хорошо известно.
- Но что все-таки значило в вашем понимании правление Господа, переведите на язык безбожников?
- Совместное правление разума и справедливости.
- Какие условия оно диктует главам государств?
- Государственные интересы должны быть единственной целью Государя и его советников.
- Что это значит?
- Самая главная обязанность королей – обеспечить покой подданных, сохранить целостность государства и репутацию правительства; ради этой цели необходимо наказывать все оскорбления по отношению к государству таким эффективным образом, чтобы строгость возмездия снимала идею повторения этого зла.
- Иначе?..
- Король не будет располагать абсолютной властью в своем королевстве; он не сможет установить в нем порядок, которого требуют и совесть его и народ. Поскольку порядок – непременное условие величия государства, со всяким беспорядком внутри должно быть покончено.
- Что было причиной беспорядков в современной вам Франции?
- Снисходительность, практиковавшаяся до сих пор в этом королевстве, часто ставила его в очень тяжелое и плачевное положение.
- Вы покончили с ней?
- Если вас укусила оса, вы должны ее убить, а не давать почувствовать ее жало другим. Я был жесток для некоторых, чтобы быть хорошим для всех.
- Некоторых? Утверждают, что достойные люди стали редкостью из-за вас, “великого нивелировщика, прошедшегося по Франции своей длинной косой”.
- Что касается преступлений против государства, нужно захлопнуть дверь перед жалостью и не обращать внимания на жалобы заинтересованных лиц и вопли невежественной черни, которая бранит порою то, что ей наиболее полезно и часто совершенно необходимо.
- Непреклонность и твердость, неуступчивость, - неужели вам неведомо, чем это оборачивается?
- Твердость весьма опасна, особенно тогда, когда нет довольных, опасна и мягкость, когда совершенно нет удовлетворения; единственная возможность для существования – соединить твердость со справедливым удовлетворением тех, кто управляет и кто наказывает нерадивых и вознаграждает достойных.
- То есть твердость для вас все-таки не универсальное орудие?
- Зачастую сильнодействующие лекарства способны ухудшить состояние душевнобольного. На свете есть злоупотребления, от которых проще избавиться, если их терпеть, чем пытаться искоренить их открыто, и хотя иногда известно, что есть дурные мнения, открыто выступать против них опасно, особенно тогда, когда они с религиозным оттенком.
- Ваше отношение к законам?
- Лучшие законы бесполезны, если они нарушаются.
- Можно ли в каком-либо обществе быть свободным от законов? Это…
- Открывает дорогу неповиновению, учит презрению к власти и церкви, к королям и судебным властям, попранию законов, внушая каждому, что нет таких законов, которые совесть была обязывала бы выполнять.
- Где граница между правлением и тиранией?
- Во всяком обществе, как только попирают свободы, все кончено, поскольку между первым падением властей и бездной границы нет.
- Значит и твердого мира в обществе быть не может?
- Нет такого плохого мира, который бы не заслуживал гражданской войны.
- Очень двусмысленно… Какие качества противопоказаны политикам?
- Раболепие и щекотливая совестливость, слабость и страх.
- А без каких не обойтись?
- От правительства королевства требуется мужество и непоколебимая твердость.
- С твердостью уже ясно. А при чем здесь мужество?
- Великие деятели, которых назначают в правительство, напоминают осужденных на пытку. Единственное различие заключается в том, что одни заслуживают наказания за свои ошибки, а другие – за достоинства”.
- А много ли таких великих деятелей должно быть в аппарате у правителя?
- Один из рецептов, которому король должен следовать, - это держать при дворе как можно меньше людей, чтобы Его Величество был менее стеснен, а его министры могли свободнее работать над проблемами, которые касаются службы. И поскольку все интриги обычно рождаются при дворе, король должен отправить всех принцев и губернаторов в провинции… епископов в епархии и распорядиться, чтобы Великий Прево тщательно надзирал за тем, чтобы гнать со двора всех проходимцев и других темных людишек…
- Посильное ли это дело?.. Но о чем должен помнить государь, задумавший великое?
- Не продвинуться, не возвыситься на дороге чести и славы – значит отступить и унизить себя.
- Каким образом он должен реализовать свои, т. е., я хотел сказать, государственные помыслы?
- Должен преследовать великие цели с рвением, соответствующим мудрости взглядов.
- Но чему отдаете приоритет, рвению или мудрости?
- Свет естественного разума дает возможность каждому понять, что с тех пор, как человеку был дарован разум, он обязан в своих действиях руководствоваться не чем иным, как разумом.
- Как быстро следует реализовывать проекты?
- Надо стремиться к цели, как гребцы, повернувшись к ней спиной. Медленно осуществлять какой-либо проект и о нем громогласно заявлять – это равносильно разрешению того, что хотят запретить.
- А не лучше ли устраниться от сложных вопросов
?- Кто не принимает участия в игре, тот проигрывает.
- Каких правителей стоит опасаться?
- Для государства нет более опасных людей, чем правители, которые стремятся управлять королевствами с помощью афоризмов, которые они извлекают из своих книг.
- Все ли средства доступны правительству во имя достижения поставленной цели?
- В области государственной нужно извлекать выгоду из всего и то, что может быть полезно, никогда не упускать.
- Неужели допускается и лукавство, и непоследовательность, и обман?
- Чтобы обмануть соперника, позволительна любая хитрость, против врага все средства удобны. Нужно даже спать как лев, не закрывая глаз.
- Обмануть соперника, допускаю. Но если лидер что-то скрывает от народа, каким образом доверять ему и выполнять его указы?
- Возможно, вы скажете, господа, что если бы вам были известны мотивы и причины, побудившие короля принять тот или иной указ, конечно бы, тогда бы их выполнили; но на это я должен возразить, что капитан корабля не распространяется о том, как он им управляет… Есть дела, успех которых зависит только от секрета и многих средств, ведущих к достижению цели, и успеха не добьешься, когда секреты обнародованы. Наука скрывать – наука королей.
- Какова цена истинного величия, под которым иногда понимают высокий пост? Какую строчку займете вы в вашей собственной шкале величия до и после того, как вы вознеслись к высотам власти?
- Я был нулем, который значит что-то, когда есть цифры перед ним, а сейчас, когда королю было угодно поставить меня во главе, я все тот же нуль, который, насколько могу судить, не значит ничего”. “Почти везде в мире у процветающих некогда людей наиболее верные спутники – это одиночество и забвение прошлых заслуг.
- Бывают ли мелочи в политике?
- Маленькие искры рождают большой пожар.
- А если конкретнее, вот мы провозглашаем одно, а на деле творим, кажется, несколько иное?
- Самые незначительные просчеты порождают крупные неприятности; с какой старательностью в государственных делах нужно выполнять то, что предписывается сделать сверху; упущения, какими бы мелкими они ни казались в самом начале, нельзя оставлять без внимания. Точка – только начало бесконечной линии, если таковая вообще существует; самые большие реки в своих истоках не шире маленьких ручейков.
- Вечная жажда перемен – откуда это в народе?
- Обычная легкость французов заставляет их желать перемен из-за скуки, которую они постоянно испытывают. Характер французов такой порывистый, что они хотят достигнуть цели удовольствий сразу, как только их замыслили.
- Что пропишете от этой, как бы это сказать… болезни?
- Лучшее лекарство, которым следует пользоваться, - это терпение, поскольку мы так легки на подъем, что просто невозможно, чтобы учреждения, которые мы создаем, существовали бы долгое время, главным образом тогда, когда они были насильственными и скверными… Во Франции… когда случаются эксцессы, в них не пытаются разобраться, а улаживают, что наносит большой ущерб государству, ведь исходят из того, что частные интересы выше общественных. Поэтому в руках некоторых государственные дела приходят в упадок: одни в них не разбираются, другие их не решают, а бывают, что обдуманные и решенные, они не претворяются в жизнь должным образом и потому нужно, чтобы те, кто заседает в Совете, были умными, решительными и деятельными людьми одновременно.
- К сожалению, весьма редкое теперь сочетание… Чаще встречаются умные бездельники и деятельные недоумки, которые конкурируют с решительными бестолочами и глупыми активистами. Теперь, если позволите, ваше мнение о финансах. Каково их место в государственном организме?
- Давно уже считается, что финансы – это нервы государства, и действительно, они составляют ту точку опоры, которая, согласно Архимеду, позволяет перевернуть весь мир. Нуждающийся государь не может предпринимать никакие славные деяния, ибо нужда порождает презрение к нему и государство оказывается под угрозой нападения со стороны его врагов и завистников.
- Завистников у нас, кажется, больше нет. А каковы основы налоговой политики?
- … Нужно, чтобы деньги, взыскиваемые государем от своих подданных, не превышали их возможностей и не только не разоряли, но и не наносили имуществу значительного ущерба… Беря от своих подданных больше, чем положено, государь истощает их любовь и верность, гораздо более необходимые для существования государства и сохранения его особы, чем золото и серебро, которые он может поместить в свою казну… Однако не следует требовать и меньше, чем это необходимо для государства.
- Есть ли средство облегчить налоговое бремя?
- …Чтобы избежать необходимости собирать большие налоги, нужно как можно меньше расходовать, а в этом смысле нет лучшего средства, чем устранение всякого расточительства и осуждение всего, что ему способствует.
Франция была бы очень богата, и народ очень многочислен, если бы не растрата общественных денег, которые в других странах расходуются с толком. На мой взгляд, она теряет больше денег, чем другие королевства, претендующие на определенное равенство с ней.
- Не расстраивайтесь, монсеньор. Средневековый опыт Франции перекочевал на Восток. А как тратить деньги с пользой для государства?
- Подобно тому, как необходимо заботиться о накоплении денег для удовлетворения государственных нужд и добросовестно их сократить при отсутствии причин для их расходования, не менее необходимо свободно их тратить, если того требует общественное благо, и делать это к месту и вовремя; зачастую урезывание в таких случаях дорого обходится государству и заставляет терять невозвратное время.
- Что вы имеете в виду?
- Нередко случалось, что ради сохранения денег государи теряли вместе и деньги и государство. Известно также, что тот, кто тратит неохотно, расходует порой больше других, так как делает это слишком поздно. Требуется немало рассудительности, чтобы предугадать наиболее важный час и момент, и тот, что способен накоплять, может из-за неумения расходовать вызвать несказанные бедствия.
- Уже вызвали… А могут все люди жить счастливо, в достатке?
- Все политики согласны в том, что ежели народ будет пребывать в чрезмерном достатке, то станет невозможно держать его в правилах его обязанностей… Его можно сравнить с мулом, привычным к поклаже. От продолжительного отдыха он портится больше, чем от работы. Но работа эта должна быть соразмерна силе животного. Так следует поступать и с народом…
- Бывает так, что у государства денег нет?
- Я знаю, что в крупном государстве всегда необходимо иметь запас денег на непредвиденные расходы.
- Сколько?
- Такие накопления должны быть пропорциональны богатству государства и количеству обращающихся в нем золотых и серебряных монет. В противном случае богатство государства обернется бедностью, поскольку подданные не будут иметь денег как для торговли, так и для уплаты налогов, пополняющих казну суверена.
- Если вы не против, то от экономики перейдем к просвещению…
- Образованность – лучшее украшение любого государства.
- Всеобщее образование – это достижение первой страны…
- Не всякого следует обучать.
- Отчего же?
- Точно так же, как безобразным стало бы человеческое тело, снабженное глазами на всех его частях, так и государство погубило бы земледелие, кормящее народ, в короткий срок опустошило бы армию, которой благотворно скорее суровое невежество, нежели мягкость книжного чтения; наконец, Франция заполнилась бы возмутителями народного спокойствия. Всеобщее образование привело бы к тому, что число сеющих сомнения намного превысило бы число способных их развеять.
- Тогда какого же человека воспитывает такая система?
- Посредственного…
- И последний вопрос: если бы представилась возможность вернуться в наш свет, чем бы вы, монсеньор, стали заниматься? Политикой?
- Вовсе нет. Писать стихи.
- Что ж, вы не одиноки в таком пристрастии. Но, сами знаете, искусства расцветают только при сильной власти. И посему…
- Пришло время надеяться только на Господа.
В царстве мрачного Аида
с герцогом де Ришелье беседовал
грешный обитатель Руси Сергий Кондаков