Предыдущая

4-8 мая 1839 года.
Баальбек

 
Начальная Гора Синай Петра Яффа Иерусалим Вифлеем Назарет Баальбек
Оказавшись в Ливане, перед тем, как направиться на юг, к Бейруту, Робертс решил свернуть в сторону, в Баальбек, древний город развалины, которого уже привлекали многих европейских путешественников. Важность Баальбека в старину его положением на пути между Тиром и Пальмирой. Некоторые полагают, что название Баальбек происходит от древнего семитского божества Бааль; другие, что это – искаженное еврейское слово «Бекаа», что означает «тутовое дерево», которых очень много в этих местах. В эллинский период город был переименован в Гелиополь. Римляне высоко ценили его стратегическое положение: во время правления Августа они построили здесь крепость, а во времена Антонина Пия – многочисленные грандиозные храмы. При императоре Константине эти здания были сперва оставлены, а позже превращены в христианские церкви и, наконец, были разрушены после вторжения арабов.
Баальбек, общий вид
Этот храм сохранился лучше храма Юпитера. Хотя он и меньше своего внушительного соседа, он превосходит размерами Парфенон в Афинах. Он был первоначально задуман, как двухуровневый. На обоих уровнях были колонны, на нижнем – с ионическими капителями, на верхнем – с коринфскими. В течение длительного времени посетить развалины этого храма и весь Баальбек было невозможно из-за гражданской войны в Ливане.
Баальбек. Круглый храм
  Как и многие другие западные путешественники, Робертс был охвачен романтической поэзией древних развалин. 4 мая он доверил страницам своего дневника чувства, пробужденные в нем во время пребывания в этом ливанском городе: «Увы! Как измененилось все вокруг, кроме самой природы – фонтан, храм, мечеть – сейчас груда развалин, которые зарастают лишайником и дикими цветами, сквозь которые чистый поток все еще пробивает себе дорогу; но где веселые граждане, которые когда-то часто посещали его берега, где девы, которые собирались здесь, чтобы обращаться к своим богам-защитникам, где богатство и красота, которые когда-то были у этого гордого города?»
  Хотя восклицание Робертса имело риторический оттенок, и не могло претендовать на выражение истинных чувств, художественное воплощение его впечатлений, вроде романтического «пейзажа с развалинами» куда как более убедительно.
  Вскоре после окончания этого шедевра, Робертс «бросил последний взгляд на великолепный Баальбек» и «попрощался с Палестиной». 13 мая 1839 года он взошел в Бейруте на борт корабля «Магария» и отплыл в Александрию. Он вернулся в Лондон «21-ого июля, после одиннадцати месяцев путешествия».
Баальбек. Вид от источника
Предыдущая Гора Синай Петра Яффа Иерусалим Вифлеем Назарет Баальбек