____________________________________________________"Левый поворот" №7
Капитализм убивает природу
В этом убеждены активисты одной из самых радикальных экологических организаций России “Хранители радуги”. Они напоминают властям о вопросах экологии шумными лагерями протеста у проблемных объектов, блокадой административных зданий и подчеркнутым нежеланием входить в “нормальное” зеленое движение. “Хранители” создавались, во многом, по инициативе анархистов и потому считаются левыми. Мелкобуржуазными левыми, как шутил в беседе с корреспондентом “ЛП” неформальный лидер организации
Сергей Фомичев. А может и не шутил.
Первая акция “хранителей” прошла в 1989-м году в Самарской области. Здесь собирались построить завод по уничтожению химического оружия. Параллельно с ним могли уничтожить и всю местную природу. Тогда на помощь экологам пришли, еще существовавшие, комсомол и парткомы. В поддержку “зеленых” даже возникали забастовочные комитеты. В итоге завод перепрофилировали. Но сегодня отношения с рабочими у “хранителей” строятся уже по-другому. Правда, у моего собеседника этому есть свое объяснение.
Наш разговор состоялся в штаб-квартире “хранителей”- в просторном бревенчатом доме на самой окраине городка Касимов. Это в Рязанской области. Здесь в 98-м экологи и местные жители тоже предотвратили строительство весьма опасного для людей и природы предприятия. С тех пор “хранители” в городе на положении едва ли не “почетных граждан”.
- Сергей, “хранители” одни из немногих экологов, кто заявляет о своем антикапитализме. Расскажи, почему вы заняли такую позицию и вообще, подробнее о взглядах “хранителей”.
- У нас нет четкой идеологии, допускается довольно широкий плюрализм. Единственное, что для “хранителей” обязательно это антифашизм. Но, как антигосударственников, нас можно назвать левыми. Вообще, мы считаем, что в рамках капитализма, когда во главе угла прибыль, решить экологические проблемы невозможно. Это экономически невыгодно- тратить деньги на природоохранные технологии. Капиталист который это делает просто не выдержит конкуренции. Наш антикапитализм тоже сближает нас с левой средой. А вообще, мы не узкоидеологичны. В наших акциях участвуют и анархисты, и ребята из “Демсоюза” и социал-демократы.
-От обычных экологов вы отличаетесь только идеологией?
-Когда организация только создавалась, идея была в том, чтобы действовать радикальными методами. А главное, привлекать местных жителей. Ведь они в первую очередь и страдают от экологических проблем, решить которые мы пытаемся. Группки активистов, даже радикально настроенных, могут очень мало. А когда к делу подключаются простые люди, местные жители, соотношение сил сразу меняется. Кроме того, люди привыкают самоорганизовываться для решения своих проблем. А это важно не только для экологии. Права человека, какие-то социальные вопросы- люди уже не ждут, что тут им поможет депутат или бюрократия. Они учатся всего добиваться сами.
Наши методы вытекают из наших взглядов. Чтобы привлечь к акциям местных жителей пикета или митинга мало. Нужна долгая, постоянная работа. Поэтому наши акции обычно проходят в виде лагерей протеста. Это может длиться по 1-2 месяца. За такое время возникает группа местных активистов, которые при необходимости продолжают борьбу, когда мы уезжаем. Это, на мой взгляд, и есть радикальная акция. Но надо различать радикальные и экстремистские акции. Последнее для нас не правило, а скорее исключение.
-Но тоже бывало?
-Это скорее эмоции. Они если и необходимы, то для поддержания морального духа людей. Но повторяю, такие акции для нас не самоцель.
-Ты мог бы привести пример экстремистской акции “хранителей”
?- Только из далекого прошлого. Под Пензой мы проводили компанию против вырубки леса под ядерный центр. Там ребята ломали бульдозеры, трактора, экскаваторы.
-Так можно и срок получить...
-Тогда это сошло за хулиганство.
- Как на ваши акции реагирует милиция?
- Во время лагерей особых проблем с этим нет. Они ведь тоже местные и хотят жить в чистой среде, дышать чистым воздухом.
- Но все-таки, тебя вот арестовывали?
- В Киеве не 10-летие Чернобыля мы пикетировали Кабинет Министров. За это нас арестовали на 5 суток. А обычно дело не идет дальше административных предупреждений. Думаю, это не самое страшное наказание.
Гораздо больше проблем с охранными структурами тех фирм, которые мы пикетируем. Здесь сталкиваешься с настоящим насилием.
- На сколько я знаю, так было при пикетировании Ростовской АЭС летом 97-го. Но там на лагерь экологов напали не только охранники, но и рабочие АЭС. Почему так получилось? Ты же говорил, местные жители- ваши первые помощники.
- Конфликт был не столько с рабочими, сколько с администрацией АЭС, хотя и с рабочими тоже. Они считают себя “белыми воротничками”. К тому же, рабочие на АЭС неплохо зарабатывают. Свою роль играет и пропаганда Минатома.
- А действительно, если АЭС закроют, куда идти рабочим?
- Во-первых, для работы на АЭС планировали завозить людей из других регионов. Во-вторых, если на юге растет пшеница, зачем там строить АЭС? Это глупо даже с точки зрения капиталистической рентабельности. Область может получать электричество в обмен на зерно. Рабочие руки будут нужны на полях. Да и в Волгодонске, где проходил лагерь, можно работать не только на АЭС.
- Во время лагеря среди вас были донские казаки. Вот ты говорил, пусть об относительной, но все же левизне “хранителей”. А казаки в левой среде считаются не лучшей кампанией...
- Казаки самостоятельно занимались проблемой АЭС. Я уже говорил, что у нас плюралистичная организация- каждый сам решал сотрудничать ему с казаками или нет. И многие, действительно, не контактировали с ними. Да и совместно с казаками мы провели лишь одну акцию. Кстати меня в тот день в лагере не было.
- Какие-либо партии пытались взять “хранителей” под крыло?
- Попытки были, но в наших программных документах записано: “неучастие в политических коалициях”. Хотя на личном уровне ребята могут поддерживать, кого считают нужным.
- И на выборах?
- На личном уровне- да. К тому же, “хранители”- радикальная организация. Мы можем доставить только проблемы тем, кто берет нас “под крыло”.
Вопросы задавал Д. Суховский