Новосибирск, 15 марта 1997 г.

Sergei Zverev

Единственному концерту Uriah Heep в Новосибирске предшествовала мощная рекламная кампания, благодаря чему об этом событии знали не только люди, сколь-нибудь этой группой интересующиеся, но и те, кому это имя ничего доселе не говорило. Но в то же время какого-то ажиотажа лично я не заметил, билеты были, причем по вполне умеренным ценам - от сорока (это без мест) до ста тысяч. На какую-нибудь столичную знаменитость, типа Фили Киркорова за такую сумму, наверное, можно было бы только поглазеть из-за дверей. С одной стороны становится грустно за юную поросль, напичканную разного рода суррогатами и лишенную доступа к чему-то непреходящему. Но, если задуматься, ведь настоящая музыка - во все времена - никогда и не была массовой. Как бы там ни было, на концерт смогли попасть все, кто хотел.

Перед дверьми была небольшая давка, обязанная, как мне кажется, исключительно стараниям милиции. Зрители входили чинно, спокойно, но оцеплению непременно надо было, чтобы все шли в колонну по одному, для чего время от времени устраивалась показательная "утрамбовка".

Значительная часть зрителей, конечно, была лет сорока-сорока пяти, но но и молодежи хватало. Причем не только тех, кому за двадцатник, но и, что для меня было полной неожиданностью, лет так четырнадцати-шестнадцати. Родители приходили с детьми. Рядом со мной сидели папашка с дочуркой, дочурке лет, наверное, пятнадцать или даже меньше, и когда, в ожидании музыкантов, крутили фанеру (Status Quo, Bonnie Tyler etc.), дочурка воспринимала все это довольно заинтересованно и даже чего-то подпевала. Я мысленно перед этим папашкой снял воображаемую шляпу - это ж надо так воспитать свое чадо, чтоб оно тащилось не от разного рода иванушек и губиных, а от чего-то более серьезного.

Концерт проходил на хоккейной площадке. В районе левых ворот был воздвигнут помост, а между линией ворот и синей линией установлено ограждение - металлические барьерчики подпираемые курсантами местного военного училища, придаными милиции и "секьюрити" в качестве живой силы. Остальная площадка была отдана желающим оттянуться, стоя в полный рост.

Начало концерта было намечено на 18:00, но и так было понятно, что никакой идиот к этому времени выступать не начнет. Забегая вперед, скажу, что музыканты, как истинные джентльмены, задержались на полтора часа. Примерно в половине седьмого на сцене появилась "разогревающая группа" - убожество местного происхождения под названием "Иван-кайф", нынче, по слухам, обосновавшееся в Москве. Разумеется, народ ждал вовсе не этого, поэтому неудивительно, что их встретил свист, а на сцену даже полетели банки из-под пива. Через полчаса под топот и улюлюканья "разогреватели", наконец, свалили.

Все это время на трибунах не прекращалось движение - непрерывный поток зрителей все прибывал, кто-то, наоборот, уходил в фойе - покурить или прикупить пива или чего-нить съедобного. Торговля была организована с размахом, который только могли позволить стесненные условия. Продавались футболки и свитера с heep-овской символикой, компакты (надо думать, фирменные). Ну и всякие напитки и попкорны.

В это время я перебрался со своего законного места за правыми воротами (откуда хоть и была видна вся сцена, но было все-таки далековато) на центральную трибуну. Оттуда, наоборот, была видна только передняя часть сцены (мешали колонки. К слову сказать, Керслэйка, ударника, я смог увидеть только когда он вышел раскланиваться), но зато метров с двадцати.

Примерно к семи тридцати Uriah Heep, к вящему удовольствию публики, наконец-то явили себя народу, и действо началось. Правда, насладиться зрелищем удалось не всем - примерно в то время, когда музыканты тронули свои струны и клавиши, залу покинул первый зритель. Разумеется, не по своей воле, а в сопровождении курсантов, которые довольно грубо перебросили его через борт и увели на свежий воздух.

Играли, в основном, новые вещи, мне лично неизвестные. Но, должен отметить, композиции достаточно качественные и добротные. Если это из их последнего альбома "Sea Of Light", то, я думаю, его стоит послушать. А композиция "Dream On", когда Болдер снял с себя басуху и взял акустическую гитару - это вообще шедевр уровня "Lady In Black" и "July Morning". Из старых вещей была (по крайней мере я узнал) только "Stealing". Но это было еще далеко не все. В 20:32 по местному времени Берни подошел к краю сцены, отодвинул софит (по-моему так называется эта фигня, что лежит на полу и музыкантам в глаза светит) дальше вглубь сцены и сел на него, лицом в зал. Одновременно из глубины, там, где сидит ударник, в потолок ударили несколько прожекторов. Лучи исходили из одной точки и расходились, образуя конус, так что стоящим перед сценой и сидящим на дальних трибунах это должно было напоминать восходящее солнце. "There was an july morning..."

Зал забился в экстазе. Это было фееричное зрелище - когда солидные дядечки, зажмурившись, раскачивают головами в такт мелодии! На трибунах царили всеобщие любовь и братство, мне кто-то сверху протянул порцию мороженного, которая была с благодарностью принята и немедленно съедена. Ну, разумеется, когда песня закончилась. К сожалению, эта композиция ознаменовала собой всплеск боевых действий на линии противостояния между курсантами и поклонниками - было удалено, как минимум, трое через чур буйных фанатов. Причем один из них, мужичок довольно зрелого возраста, насколько я понял по его обширной лысине, был "удален до конца игры" еще на первых аккордах, где перед вокалом идет гитарное соло. Дуболомы в камуфляже, которым все, конечно, было до фени, очень здорово портили настроение. Во время исполнения "утра" они совсем распоясались, некоторые запрыгивали на барьер и целенаправленно дубасили по головам, не разбирая. Мне, сидящему на трибуне, смотреть на это кайфу было мало, чего уж говорить о впечатлениях тех, кто был внизу и непосредственно принимал в этом участие.

Потом снова были новые песни, потом была "Цыганочка". Пауз практически не было, промежутки между песнями заполнялись гитарными и клавишными экзерсизами. Один из них был просто бесподобен - когда отыграла (как могло показаться на первый взгляд) вышеупомянутая "Gypsy", клавишник вдруг начал наигрывать "Подмосковные вечера" и публика даже начала ему подпевать. Наизголявшись вволю, музыканты решили вернуться к исполнению "цыганки" и вернулись - композиция звучала еще примерно такое же время.

Около девяти все пятеро побросав инструмент вышли к народу и раскланялись (учитывая длину их причесок легко согласиться, что выглядело это довольно забавно), после чего удалились. Но зрители не унимались, да и свет в зале не зажигали - видимо, в сценарии значилось "восторженные поклонники не отпускали группу". И кто мог поверить, что Uriah Heep не исполнят "Lady In Black"? И они вышли снова, и "восторженные поклонники" отметили сей факт восторженным же ревом. Но сначала была "Bird Of Prey", а вот потом... Потом настало время "Дамы в черном", и это была кульминация! Берни (о нем я бы хотел сказать чуть ниже) исполнял ее, конечно, много хуже Байрона, но от него многого и не требовалось - главное как-то пропеть очередной куплет, а когда наставало время "а-а-а" все остальное за него делал зал. "На закусь" была "Easy Living", а затем, под заготовленную для такого случая фонограмму, они снова вышли на край сцены и во второй раз откланялись. Но на сей раз они, удалившись, набросили на себя свои куртейки, в зале зажегся свет, толпа на льду быстро стала рассасываться, и стало ясно, что третьего пришествия уже не будет.

Два часа пролетели, как пять минут...

А теперь хотелось бы по паре слов сказать о каждом музыканте в отдельности. Мне очень понравился Mike Box. Казалось бы, старейший участник группы, с самых, что ни на есть истоков, по крайней мере имел моральное право выпендриваться больше других. Так ведь нет, держался очень, я бы сказал, скромно, с легкой ухмылочкой. А его приемы игры - гитара над головой, гитара, удерживаемая большим и указательным пальцами левой руки за гриф, при этом мизинец и безымянный дергают за струны - приводил толпу в восторг. Кто больше всех выпендривался, так это Bernie Shaw, вокалист. Он бегал по сцене, показывал зрителям неприличные знаки на пальцах, довольно пошло шутил. С моим английским мне как-то удавалось понимать общий смысл сказанного, но долго он (смысл) в голове не задерживался, так как уже следовала другая фраза, которую тоже надо было просекать. Застревали в памяти только выражения, типа "fuck you" или "fuck your girlfriend", которые тоже изрядно веселили честной народ. По-моему он неплохо вписался в коллектив. Я нисколько не хочу его сравнивать с Байроном, но классические вещи в его исполнении (в нулевом приближении) звучат почти по-настоящему, по-байроновски. В этом смысле период, когда в группе на вокале был John Lawton, лично мне представляется тупиковым. Trevor Bolder, бас-гитара. Ну бас, он по определению на вторых ролях, там нечего особо выставлять напоказ. Собственно, так он и держался. Но когда он вместо басухи брал акустику, а кроме "Dream On" была еще одна или даже две подобные композиции, то получалось потряссно. Lee Kerslake, ударник, как я упоминал выше, был мне почти не виден, только руки, но по барабанам он стукал так, что будь здоров, со всей своей медвежьей силы. Неспроста его прозвали "The Bear". Клавишик Phil Lanzon по сцене не бегал, инструмент тяжеловат для того, но имел возможность выделиться своими импровизациями во время пауз.

Сейчас, когда прошло уже больше двух суток, я до сих пор пребываю в прострации. Радио не слушаю (включил, а от тудова "Вишня, вишня, незрелая вишня...", пришел в магазин, а тама "Миражи-и-ы, эта наша жи-ызнь" - ой блин, как мне плохо...). На следующий день после концерта поставил вот себе "Sweet Freedom", а потом "Return To Fantasy" - ничего так, немного полегчало. Еще через день с утреца врубил "Look At Yourself", вот так понемногу начинаю отходить. Причем, удивительное дело - раньше "Look At Yourself" я считал довольно неровным альбомом. Практически все песни мне казались ниже среднего и резкий пик на "July Morning". А сейчас весь альбом прошел на одном дыхании.

Все-таки, всем, засоряющим конфу (relcom.music - MW) сентенциями, типа "РЭЙВ - ЭТО КРУТО", или "А мне нравится Влад Сташевский" стоит хотя бы раз в жизни попасть на настоящую рок-группу. Я полагаю, что они, по крайней мере, задумаются.

Вот такие впечатления одолевали и продолжают меня одолевать до сих пор, и каковыми я хотел поделиться с общественностью.

Специально для relcom.music Сергей (Sergio) Зверев.

E-mail: S.G.Zverev@inp.nsk.su

15-17.03.97 Новосибирск.




К предыдущей странице К главной странице