Начиная с этого момента, мы время от времени будем знакомить вас со странной музыкой, пришедшей к нам из, казалось бы, самых немыслимых уголков земного шара. Так, в планах на ближайшее будущее имеются китайский Black Metal и грузинский pagan, румынский... впрочем, не будем раскрывать всех замыслов касательно устранения белых пятен на карте "андеграундного" мира, а приступим к делу. Начнем же мы с чилийского дуэта Aciago и Caudal’а (друзей и родственников), носящего название Uaral и исполняющего атмосферный около-думовый "металл", что отсылает нас к творчеству усопших Estatic Fear и Empyrium. На препарационном столе - диск 2004-го года "Sounds of Pain".
Открывает альбом трехминутное интро "Lost" - собственно, история о человеке, который потерялся, причем, потерялся в таком стремном месте, где обычное "ау" как вербальное воплощение его переживаний не отражало всей полноты проблемы: человек стал дико, надрывно верещать, заставляя слабонервных слушателей боязливо кутаться в плед и нервно поглядывать за окошко. Можно предположить, что причиной ора стал накрапывающий дождик с грозой, но такое объяснение не выдерживает критики. На мой взгляд, чтобы заставить взрослого мужика так вопить, с неба должна капать по меньшей мере аккумуляторная кислота.
Дальше следует, собственно, музыка, качество которой можно в общем охарактеризовать как "выше среднего". Сварена она по одному типовому рецепту: чередование красивейших акустических тем с жестковатым, но в целом спокойным и не менее красивым металлом. Не нужно обладать феноменальной памятью, чтобы вспомнить, где и когда мы слышали подобное - да и навряд ли сами музыканты станут открещиваться от очевидных параллелей с творчеством Маркуса Штока и Теордора Швадорфа. Кое-кто, конечно, усмотрит в музыке южноамериканцев общие черты с классическими альбомами Ulver и Tenhi (и будет прав), а кто-то также прочувствует тягостный настрой поздней Кататонии (и, опять-таки, вряд ли ошибется), но, похоже, именно Empyrium в наибольшей мере овладел мозгами уаральцев - это заметно во всех номерах программы: от гитарных этюдов до специфических вокальных партий и "фирменной" эмпириумовской флейты. Посему заключаем, что стафф, несомненно, вторичен - однако, черт побери, кого это ебет, если за цельный час эти неоднократно слышанные переборы, темы и гармонии абсолютно не наскучили и даже расположили к повторному воспроизведению альбома?
Характерной особенностью здешних акустических зарисовок можно назвать их панорамирование. Происходит это по следующей схеме: в "центр" помещают гитару, играющую ритм на низких струнах, в левый и правый каналы засаживают еще по гитаре. Причем одна из них наигрывает соло или мелодию (чаще всего ее слышно "в левом ухе", но возможны варианты), а вторая - то же самое, но на октаву ниже, время от времени срываясь, опять-таки, в ритмичное бряцанье. Роль "металла" в итоговом котле, разумеется, не решающа, однако наличие оного является одним из факторов, позволяющих уаральцам подняться на пару уровней выше убогонького творчества группешек толка October Falls (хотя и не единственным из таковых).
Барабанные партии просты до примитивности, порой их звучание навевает ассоциации с не особенно изощренной драм-машиной, которая, впрочем, ничуть не заебывает ввиду практически полной своей незаметности.
А вот вокалы - пожалуй, главный серьезный недостаток альбома. Я понимаю, что дуэту родственников было невтерпеж сделать все своими силами, однако путевый вокалист был бы далеко не лишним в этом аскетичном составе. Как ни странно, "Sounds of Pain" - редкостный пример альбома, где гроулинг слушается куда сквернее "чистоголосого" пения. Если последнее просто блеклое и невыразительное, с приличной долей лажи и "мазанья" мимо нот, то рык звучит в плохом смысле этого слова отвратительно: булькает и создает стойкое ощущение улиточной неповоротливочти и заторможенности музыки вообще. Про единоразово встречающееся верещанье какой-то бабищи "на чилийском" даже вспоминать не хочется. На фоне подобных раскладов неожиданно выгодно смотрятся редкие вкрапления рвущего душу скриминга. Впрочем, будь музыкальный материал послабее, недочеты с вокалом, надо полагать, бросались бы в глаза в уши не так рьяно.
Про тематику песен лучше меня скажет трек-лист альбома: "Surrendered to the Decadence", "Depression", "Sounds of Pain", "Niche"... По всему видать, что в своих творческих устремлениях чилийцы подорвались куда-то на Север, однако пороху на полноценный вояж в те края, где давно обосновался Christoph Ziegler aka Vinterriket, у них не хватило, и осели они где-то в наших широтах. Поэтому музыку Uaral без натяжек можно назвать дождливой, осенней, промозгло-сырой, но вряд ли по-настоящему холодной.
Все композиции продолжительные: от пятиминутной "La Vaga Esperanza Del Ser" до длиннющей "Sounds of Pain". Последнюю, правда, можно считать за монолитное произведение лишь с огромной натяжкой: она состоит из набора малосвязаннх тем, которые имеют свое специфическое развитие, но не имеют никакой связующей их воедино нити. Отмазка, что эти фрагменты сыграны в одной тональности, как по мне, не совсем катит. Примечательной особенностью "Звуков Боли" (песни) является также шумовое сопровождение музыки: дождь, стоны и звуки листаемых страниц. Время от времени листающий, похоже, натыкается на что-то не шибко для себя лестное и/или приятное, а потому безжалостно вырывает их и сминает. И поскольку композиция отнюдь не короткая, можно предположить, что за эти девятнадцать с половиной минут, он извел прямо-таки чертову уйму бумаги. Может, это и прозвучит несколько цинично, но лично у меня возникла еще одна догадка по поводу дисслокации лирического героя. И в самом деле: его пребывание в... кхм-гм... ватерклозете, объясняет все: и стенание, и название композиции (каков стол таков, вестимо, и стул - всякое в жизни бывает), и перелистывание страниц, и, тем паче, их последующее уничтожение.
В течение всей завершающей главы "Uaral" (как-то это дело, должно быть, все-таки переводится...) мы имеем сомнительное удовольствие слышать лишенные аккомпанемента рыдания скорбного какой-то своей бедой чилийца. Уж хрен его знает, что должно было срастись по авторскому замыслу, но зарисовочка получилась мутная, тупоглупая и кругом, на мой взгляд, лишняя. Четыре минуты сорок шесть секунд пустопорожней шняги.
Резюмируя вышесказанное, постановим, что в отношении инструментальной части чилийцы, каким бы странным сие не показалось, достигли понимания порядка вещей Маркуса Штока, однако вокал Aciago в сравнении с мощнейшим голосовым аппаратом Швадорфа выглядит даже не бледно, а откровенно херово. И при том, что альбом "sounds of Pain" все же чертовски хорош (я бы даже сказал - неправдоподобно хорош), "A Wintersunset" немцев так и остался непревзойденным для чилийцев - равно как и для всех остальных. Но это нормально. Потому что выше него - только небо.
May, 2008
Review by Heid