ЦЕРЕМОНИЯ ЛЮДЕЙ- БИЗОНОВ.

Эта статья написана для того, чтобы охарактеризовать и объяснить одну такую церемонию, полученную от Сутайо, описание которой до настоящего времени отсутствовало в литературе, и которая нечасто проводилась во всей своей полноте. Она называется Палаткой, или Церемонией Бизона (isiwun), а в другом случае - Церемонией Людей-Бизонов (isiwunhetaniu). Мнемографическое письмо меннонитской миссии, написанное около 1922 года, свидетельствует, что эта культовая группа была известна преподобному Рудольфу Петтеру, хотя он и не выпускал никаких публикаций по этому вопросу. Он пишет: "Помимо военных обществ с их религиозными церемониями и племенными плясками существует множество небольших групп, обычно известных как "магические общества". Среди них - Бешеные Танцоры, Огненные Танцоры, Люди-Бизоны, Волшебники, Люди-Волчата, Люди Магнита, Люди-Лошади, Люди-Лоси, и другие". Интерес к церемонии Людей-Бизонов заключается в том, что она, по утверждению моего информатора, определенно ведет свое происхождение от Сутайо, и что, по-видимому, эта церемония "связана со Священной Шапкой", о чем мы имеем лишь намек у Гриннелла, и не более того(*5). Ее прежнее ритуальное значение в племени подтверждается заявлением информаторов, будто из четырех трубок, использовавшихся у Северных Шайеннов при введении в должность вождей, одна представляла эту церемонию и ее участников.

Гриннелл в сообщении о Пляске Солнца 1911 года, говоря о бизоньем черепе, замечает, что он "уже использовался в церемониях, связанныхъ со Священной Шапкой", и что существовала "песня, исполнявшаяся во время Церемонии Священной Шапки", которую пел жрец, но не Хранитель Шапки. Сообщения о верованиях и ритуалах, окружающих священный предмет, напечатанные к сегодняшнему дню, не дают нам информации об использовании бизоньего черепа или специальных магических песен в какой-либо из распространенных церемоний, как, например, торжественное разворачивание и выставление Шапки. Пожертвования, поднесенные ей, принимал Хранитель и либо привязывал их к самой связке, либо оставлял в прерии (*6). Однако, бизоний череп, использовавшийся в церемонии, как описано в настоящей статье, и песни, записанные для нее, автор классифицирует как такие, которые исполнялись в ритуалах открытия Пляски Солнца 1952 года живым еще тогда жрецом Церемонии Бизона. Им был Дэниэл Старый Бык (шайенское имя - mai a vis, Красная Птица), родившийся примерно в 1869 году; он же является и информатором для этого отчета.

Главными в церемонии, которая занимала вечер текущего дня и весь следующий день, были предлагатель церемонии и его жена, настоящая или ритуальная; наставник, или участник церемонии, которому предлагатель подносил трубку в подтверждение своего прошения и с просьбой проинструктировать и помочь в проведении церемонии, а также жена наставника; последняя выполняла роль раскрасчика и посредника в посвящении в определенные ритуалы. Другие старые люди, которым церемония обязана прежде всего своей мудростью, так как они проводили ее ранее в роли предлагателей и наставников, заседали в качестве распорядителей-консультантов по ходу проведения обрядов, а также как певцы в палатке потения. Двоих юношей приглашали помощниками, или слугами при возведении подготовительного типи, палатки потения и очага для нагревания камней в палатку потения; они также подносили в случае надобности разного рода вспомогательные принадлежности.

Церемония проводилась, чтобы заручиться помощью сверхъестественных сил против болезней и других невзгод предлагателя церемонии, членов его семьи или соплеменников, а также во исполнение обета, данного в минуты большого горя. Вот как рассказывал Старый Бык, впервые предложивший провести церемонию за здоровье сестры отца где-то в 1890 году:

"По обычаю этой церемонии кто-либо должен был дать обет для благословения своих детей, родственников или самого себя в случае болезни и просить высшие силы помочь вылечиться. Я дал обет провести эту церемонию, во время которой призывал духов и бога исцелить больного. И я поверил в силу обряда, когда увидел, что больным стало лучше. За всю свою жизнь я шесть раз давал обет для этой церемонии".

Основные элементы обряда разбиты по времени на группы, все они глубоко церемониальны в исполнении, включая возведение подготовительного типи, в котором вечером первого дня происходит ритуальное раскуривание, пир, подношение пищи и молитва. События следующего дня можно описать следующим образом: раскраска предлагателя церемонии и его жены; постройка палатки потения и изготовление цветного песчаного рисунка "земли" внутри нее; возведение невысокого земляного холмика, на котором помещался бизоний череп; построение и ритуальное разжигание пирамиды из поленьев и булыжников для нагревания камней в палатку потения; церемониальное курение и подношение пепла черепу; предложение пищи сверхъестественным силам, чтобы заручиться их поддержкой, и поедание этой пищи некоторыми из основных участников ритуала; три следующих одно за другим песнопения вместе с шестью толкованиями в сопровождении погремушек из сыромятной кожи; паровая баня; и наконец, ритуал в подготовительном типи, где предлагатель и его жена прерывают свой пост, длившийся весь день, и получают от наставника причитавшуюся им порцию особым образом приготовленного магического корня. Подарки, которые предлагатель и его жена делали своим наставникам, всегда включали одежду.

Тела предлагателя церемонии и его жены были выкрашены от талии и выше в красный цвет; кроме того, ноги у мужчины были сплошь покрыты жидким раствором земли. Рисунки на их телах выглядели одинаково за исключением того, что у предлагателя они были черные (древесный уголь), а у его жены - темно-красные (смесь черной и бордовой красок и бледно-красной земли). На правой щеке был изображен полумесяц, а на левой солнце; по лбу и вниз к подбородку проводилась полоса; солнце рисовали над сердцем и полумесяц на правой лопатке; вокруг запястий и лодыжек тоже были полосы.

Место отправления церемонии в своей первозданной форме можно было представить таким образом: подготовительное типи стояло в западной части открытой местности. На некотором расстоянии к востоку выстраивалась полусферическая палатка потения, покрытая пятью бизоньими накидками и по размерам достаточная для того,чтобы в ней поместились четыре основных участника, два помощника и полдюжины простых участников церемонии; входом палатка потения была обращена на восток. В десяти ярдах к востоку от палатки потения возводили очаг в виде усеченной четырехфутовой пирамиды из бревен и камней, а рядом с ней, к югу, располагалась маленькая кучка трута, зажигаемого от кремня, от которой загоралась вся пирамида. Еще в десяти футах дальше к востоку находился невысокий холмик из земли с покоившимся на нем рогатым бизоньим черепом, обращенным к западу, в сторону палатки; прямо перед его челюстью делалась маленькая ямка для пепла из прямой трубки, использовавшейся в церемонии.

Когда церемония проходила на открытом воздухе, главные ее участники располагались полулежа в линию между палаткой потения и пирамидой из бревен, а зрители сидели к югу от них. Расположение палатки и холмика с бизоньим черепом сообразовывается так, что получается цельная картина с обрядом палатки потения в основе, подитоживает Петтер (*7).

Связка Церемонии Бизона хранится в Типи Священной Шапки под треножником, на котором подвешена связка с Шапкой. Это было подобно тому, как она смотрелась в Пляске Солнца Сутайо, в Массауме (оба обряда пришли от этой группы) и в Волчьей Церемонии, или Церемонии Нового Рта (возможно, у Петтера - Люди-Волчата) (*8). Эта связка содержит священную прямую трубку и деревянную палочку для удаления пепла, несколько прядей "душистой травы", сухожилия, клочок бизоньей шерсти и магический корень неизвестного происхождения. В старые времена, когда народ много кочевал, связку Сутайо перевозила на травуа жена Хранителя Священной Шапки, в то время как саму Священную Шапку в связке она несла на спине.


Назад Домой Вперёд