Стандартная процедура.

Полное последовательное описание всех нюансов церемонии в рамках обзорной статьи осуществить немыслимо, однако, совершенно однозначно, что она строится на элементах, в основном характерных церемониализму Шайеннов и других индейцев Северных Равнин. Она проводилась с соблюдением всех формальностей, выработанных с годами, и была законченной в каждой из составных частей (хотя и не обязательно постоянна по форме). Все же на одном из обрядов общего комплекса стоит остановиться детальнее, и для этого мы выбрали приготовление "земли", на которую кладутся камни для церемонии потения в палатке потения.

После кропотливого ритуального возведения палатки потения, пирамиды для огня и земли для бизоньего черепа участники заполняют саму палатку, жена наставника вносит связку, а предлагатель церемонии - прямую трубку. Дальше все происходило в следующем виде: наставник, положив кусочек корня себе в рот, подул вначале на правую ладонь своей жене - дважды в правую ее часть, дважды в левую и один раз в центр, а потом повторил то же самое и на ее левой руке. Она обхватила связку обеими руками, сделала четыре ритуальных жеста, подняла ее и внесла в палатку. Предлагателю тоже магическим образом очистили руки, после чего он протянул трубку над головой и занес внутрь.

Снова предварительно проделав ритуальные движения, трубку и связку положили к юго-востоку от неглубокой круглой ямы около 24 дюймов в диаметре, землю из которой относили в бизоньей шкуре к холмику, куда потом клали череп. Трубка лежала ближе к яме чашечкой к востоку, а связка рядом с ней, немного южнее.

К востоку от ямы насыпалась короткая тропинка в виде прямоугольника, в длину равного расстоянию от пальцев сжатого кулака к локтю, и около 8 дюймов в ширину. Между этой тропинкой и входом лежал кусочек с кучкой белого песка на нем.

Как правило, предлагатель сидел на юго-востоке в палатке, а наставник - слева от него. Жена наставника сидела тоже сразу за входом, только с другой стороны, а жена предлагателя справа от нее. Остальные участники церемонии рассаживались по часовой стрелке от наставника. Пол внутри палатки был сплошь устлан полынью, и все располагались на этой подстилке. После нескольких ритуальных жестов жена предлагателя сделала шаг правой ногой в направлении наставника на круглое очищенное от травы пространство перед ним. Мужчины в это время запели первую из четырех магических песен. В конце каждой песни женщина продвигалась дальше к кучке белого песка перед входом, и когда закончилась четвертая песня, она взяла в пригоршню песка и посыпала понемногу в пять мест по краям ямы - сначала на юго-восток, потом на юго-запад, северо-запад, северо-восток и, наконец, в точку пересечения круга с восточным направлением. После этого она покинула палатку и присоединилась к жене наставника, которая сидела тогда между палаткой и очагом.

При помощи клочка бизоньей шерсти, достигавшего в диаметре примерно два дюйма и хранящегося в связке Сутайо, помощник равномерно в пяти ритуальных направлениях по кругу разравнял кучки песка, насыпанные женой предлагателя, добавив еще немного песка с куска кожи, чтобы выравнять ложе. Оставшийся песок он отнес обратно на кожу.

После этого предлагатель четырьмя ритуальными жестами вытащил из связки палочку для удаления пепла из трубки (помощник в это время поддерживал его за запястья), обошел по кругу и начертил на земле палочкой замкнутую фигуру непрерывной линией с вырезами внутрь в четырех ритуальных направлениях. Эти вырезы соединялись вместе отрезками окружности и представляли собой трехсторонние незаконченные квадраты размером в четыре дюйма, открытые наружу. С виду вся фигура отдаленно напоминала мальтийский крест с диском, наложенным сверху. Лучи креста были сориентированы по четырем основным направлениям, а вырезы по четырем ритуальным: юго-востоку, юго-западу, северо-западу и северо-востоку.

Два раза контуры фигуры тщательно посыпали красной земляной краской - первый раз едва заметно это сделал предлагатель, а второй раз, набирая краски побольше, помощник. Вытаскивая краску из замшевой сумки, предлагатель сделал четыре ритуальных жеста, при этом помощник снова держал его за запястья. Когда фигура вычерчивалась палочкой для удаления пепла, и дальше, когда первый раз посыпалась красной краской, требовалось чтобы предлагатель перед наведением первого и четвертого вырезов сделал четыре ритуальных жеста. А второе повоторение помощник проводил уже без ритуальных движений.

Дальше помощник извлек из связки четыре маленьких комочка спутанных бизоньих волос и положил их на ладонь правой руки предлагателя, снова предварительно проделав привычные ритуальные жесты. Предлатель разложил их один за другим внутрь вырезов фигуры на земле. Ритуальные жесты при этом он совершал над первым и четвертым вырезами. После этого в палатку позвали жену предлагателя, и там наставник передал ей прямую трубку, которую она сначала подняла в четыре движения, а потом провела чашечкой трубки по красному контуру фигуры на земле. Каждый раз, когда она обводила квадратный вырез, трубка ритуальными жестами поднималась над головой и опускалась на соответствующий комок бизоньей шерсти внутри выреза, и после этого обведение фигуры продолжалось по часовой стрелке. Наконец после того, как трубка остановилась на четвертом комочке шерсти, предлагатель, проделав четыре ритуальных жеста, забрал ее у жены, а сама она покинула палатку, обошла вначале вокруг бизоньего черепа на холмике и возвратилась к жене наставника, которая все еще сидела невдалеке.

Получив церемониально трубку из рук предлагателя, наставник положил ее на землю рядом со связкой. После этого помощник поднес ему горящий уголек, и наставник подкурил ее. Удерживая трубку так, чтобы чашечка была внизу, он протянул ее в направлении четырех сторон света, после чего повернул вниз чубуком и направил к земле. Затем он поместил трубку перед собой чашечкой вниз, удерживая ее за чубук. Теперь предлагатель, опустившись на колени, сделал четыре жеста правой рукой к руке наставника и за последним жестом спокойно перехватил ее, а потом взял трубку и четыре раза выпустил дым. После этого он совершил привычные магические действия, сопровождающие курение в этой церемонии: он ударил правой рукой по правой ноге выше колена, левой рукой по правой руке и левой рукой по левой ноге, а затем сложил руки на сердце и синхронно провел ими перед лицом и над волосами. Наставник первый, а за ним остальные участники церемонии курили, передавая трубку по кругу палатки по часовой стрелке.

Когда раскуривание, завершившее освящение раскрашенной земли, было закончено, пепел высыпали перед черепом бизона на холмике снаружи палатки потения. Это сопровождалось сложным ритуалом, который мы не будем здесь расписывать.

В этой части церемонии мы видим, что фигура, символизировавшая землю и духов, обитавших в четырех сторонах света, рисовалась священными предметами - прямой трубкой и палочкой для удаления пепла, красной краской и волосами бизона. Жертвоприношения из бизоньих волос и дыма из трубки предлагались основным сторонам света, земле и черепу, и предлагатель и его жена касались всех этих принадлежностей. Вдобавок они говорили, что получили силу от земли и от магического корня наставника. Предметы, повторение отдельных элементов, жесты и песни органично вплетались в общий рисунок, и каждое предыдущее действие непременнно подводило к последующему закономерному шагу. Позднее, дотошно соблюдая ритуал, подносили пожертвования пишей к священным местам на круге и еще где-нибудь рядом с палаткой, а символическая земля в конце концов получила разогретые на огне камни, после чего следовала довольно длинная церемония парения. В случае, если священные действия соблюдались недостаточно точно или не в нужной последовательности, говорил Старый Бык, в обязанность участников церемонии вменялось вмешаться в ход ритуала и указать на неточности. Если же все участники церемонии ошибались, поднимался сильный ветер, предупреждавший их о нарушениях. Упор на действие и сведение к минимуму речевых элементов совпадают с выводами Петтера: "В религиозных церемониях и ритуалах нет слов, и это очень существенно". (*9)


Назад Домой Вперёд