Сочетание церемониальных элементов.

Как уже отмечалось выше, элементы этой церемонии достаточно специфичны, хотя очень во многом и напоминают, что касается применявшихся предметов, жестов и расположения участников, Пляску Солнца, Обновление Стрел, Массаум и бесчисленные практики личных ритуалов и табу на войну, здоровье и охоту, описания которых можно найти в литературных заметках. Например, палатка потения вместе с бизоньим черепом на холмике из земли очень часто фигурируют в шайенских церемониях, связанных с лечением различных заболеваний, войной и ростом поголовья животных; она возводится для жертвоприношения и используется участниками в заключительном ритуале церемонии Обновления Стрел и в Пляске Солнца (*10).

Петтер пишет, что жрец в палатке потения (вероятно, и в других ритуалах тоже) "рисует символические знаки на внутренней поверхности ямы", и даже в Пляске Солнца имеет место рисование геометрических фигур сухим песком (*11). Жертвоприношения в нужные моменты осуществляются с детальной проработкой самой процедуры и в Пляске Солнца, и в Массауме, и даже во время исцеления знахарями своих пациентов (*12). Раскрашивание в церемонии Людей-Бизонов внешне очень похоже на то, как это делает жена предлагателя в Пляске Солнца (*13). И как замечает Гриннелл, передача трубки по кругу является "церемониальным способом прошения о благосклонности и имеет огромное значение" (*14). Сам же тщательно разработанный ритуал курения описан в литературе достаточно хорошо.

Очевидно, многие церемонии Шайеннов включают некоторые элементы, общие с этой церемонией, и даже возможно, что определенные моменты повторяются во всех шайенских церемониях. Но хотя каждая из них и представляет собой набор из общих элементов, этот набор в сочетании с определенным порядком их проведения делает всякую церемонию узнаваемой и различной по сущности, а также выделяющейся из общей церемониальной и религиозной структуры, являющейся исключительным аспектом ритуала.

Это признавал Михельсон, когда говорил о другой церемонии, Жертвоприношения, описание которой занимает последние четыре страницы "Рассказа женщины из Южных Шайеннов" ("The Narrative of a Southern Cheyenne Woman"), и которая немного напоминает эту церемонию. Его комментарий уместно привести здесь: "Хотя это и особая церемония (т.е. Жертвоприношение), ее описание, похоже, отсутствует в опубликованных работах по Шайеннам, что объясняется незначительными отличиями отдельных ее элементов от других старинных шайенских обрядов" (*15).

Подобным образом Спиер, описывая Пляску Солнца у основных групп Арапахо, Шайеннов и Оглала, замечает, что обряды "не принимают каких-то новых форм, они просто выплывают из общего для этих соседних племен комплекса, немного приукрашенные и усовершенствованные..." (*16).

Однако, нас интересует, в частности, сочетание предложения и жертвы там, где это имеет место, и что обнаружил Михельсон в церемонии Жертвоприношения и в общем виде - в главных племенных церемониях , хотя в замечательной церемонии палатки потения и отсутствует. Человек или его группа находятся в беде; кто-либо предлагает исполнить церемонию в соответствии с отработанным культом, чтобы отвести беду. Теперь такие причины и способ обращения являются хорошо известными в шайенском церемониализме, но это не является исключительно обращением к сверхъестественным силам; и действительно, если мы сравним разрозненные свидетельства, встречающиеся в работах Гриннелла и в некоторых других летописях, этот момент несложно будет выделить.


Назад Домой Вперёд