Поверья, связанные с животными.

Как и большинство других племен прерий, Шайенны очень почитали бизонов. Всегда перед входом в палатку потения на пучки полыни и кучу камней или холмик из земли клали старый бизоний череп. Очень давно во сне одному шаману было велено построить палатку потения, а затем взять череп быка, только обязательно такого, который был убит достаточно давно, и положить его перед палаткой, после чего можно входить внутрь и попотеть. По окончании ритуала шаман выходил наружу, набивал трубку и, протянув ее Хеаммавихио, просил его постоянно поддерживать изобилие бизонов, чтобы людям всегда хватало пищи. После этого трубка предлагалась черепу, который сначала окуривался, а затем шаман просил его подняться на ноги, облачиться в мясо и ожить, и тогда люди будут иметь пропитание и шкуру на палатки. Одновременно он молился и всем бизонам в целом, стараясь упросить их бродить по равнинам, а не по пересеченной местности или там, где их подстерегала опасность, или где лошади могли упасть и покалечить охотников.

Иногда быки-бизоны разговаривали с людьми, так же как и лоси и медведи, но это непременно были самцы. Далеко не все понимали их язык, и такое случалось довольно редко.

Большой силой обладает олень, и эту силу можно использовать как в добрых делах, так и во зло другому человеку. Олень-мул, или чернохвостый олень, считается сильным духовным помощником, но из углубления, расположенного чуть ниже глазниц, он способен выпускать стрелы болезни и поражать ими людей. Точно так же если врачеватель носит с собой олений хвост, это облегчит ему задачу причинить страдания какому -либо человеку. В то же время олень-мул, если его расположить к себе, в силах оказать очень действенную помощь. Как уже было описано выше, могущественным помощником в любовных делах является белохвостый олень.

Если магическая сила оленя проявлялась как на пользу так и во вред человеку, то сила антилопы имеет исключительно положительный аспект. Сон, в котором является антилопа, всегда приносит удачу.

Большой мощью обладает и лось, поэтому его очень непросто убить. Он живуч и вынослив. Когда человеку снится лось, говорят, что это поможет ему в том или ином деле. Сила лося подобна силе мула-оленя, только намного значительнее.

В определенной степени почитали также бобра, и несомненно благодаря его уму, который проявляется во время строительства этими животными запруд, способных поднимать уровень воды в ручьях, и возведения домиков под жилье. Говорят, что много-много лет назад бобров убивали крайне редко, и что ни одна шайенская женщина никогда не одевала бобровых шкурок и даже не прикасалась к ним. Подобных чувств не возникало в отношении выдры, которую Черноногие рассматривают как родственника бобра. Шайенны всегда охотились на выдр и использовали их шкурки для изготовления колчанов и чехлов для луков, а также оборачивали ими косы.

Магической силой скунса пользовались врачеватели, которые обычно хранили в его шкуре свои всевозможные амулеты и лекарства. Воины привязывали хвосты этого животного к хвостам своих лошадей, когда отправлялись в военный поход. Фигурка скунса вырезается для пометки на семенах, используемых женщинами в играх, а также рисуется на накидках и на покрышках палаток.

Шайенны до сих пор считают очень могущественным животным барсука. В древние времена он разговаривал с людьми, когда те встречали его в прерии, и советовал, что им делать и как дальше жить. И сегодня Шайенны молятся барсукам, окуривают их и зачастую предлагают им кусочек пищи, когда садятся у костра, приговаривая: "Ma'ah ku sit o miss'i", т.е. "барсук, ешь". Когда трубка предлагается земле, предполагается, что отчасти это подношение относится и к барсуку.

Сила медведя в основном духовного плана. Так как он лечит и самого себя и других медведей, он считается великим целебным животным. В старину ни одна шайенская женщина не посмела бы одеть медвежью шкуру.

Орлы, вороны, ястребы, совы и сороки - птицы, владеющие силой в делах, имеющих отношение к войне. Эти свойства несомненно приписывают им благодаря тому, что перечисленные птицы охотятся за своей добычей и питаются почти исключительно мясом. Поэтому их перья часто закрепляли на щитах. А во время военного перехода человек иногда привязывал к своему скальповому локону чучело ворона, который, как правило, и предупреждал его об опасности. Вообще-то, определенная магическая сила была присуща птицам почти всех видов.

Когда-то ни один охотник не мог позволить себе убить волка или койота, а женщины боялись притронуться к их шкурам, и даже сегодня некоторые женщины следуют этому запрету. Койот всегда считался более священным, нежели волк, возможно, из-за его ума и хитрости. Люди обычно молились койотам, прося их указать дорогу, посоветовать, как поступать, или предупредить о появлении врага. Некоторые люди обладали даром понимать вой волков и койотов.

Если восход солнца застанет волка спящим, тот непременно умрет. Он спит на протяжении всей ночи до рассвета и может прилечь днем, когда солнце уже высоко, но восход проспать волку никак нельзя.

Человек, понимающий, о чем "разговаривают" волки, поворачивал обратно в лагерь, если кто-либо из военного отряда убивал волка или койота. В старину Шайенны, бывало, приносили в лагерь этих животных как добычу, но, возможно, лишь потому, что целебные стрелы всегда заворачивали в шкуру койота.

Как-то, в 1858 году Ныряет Назад, который понимал речь койотов, находился с военной партией на юге. Шайенны только-только вышли к Рио-Гранде-дель-Норте, как вдруг услышали вой койота рядом с лагерем. "Идите вперед - сказал Ныряет Назад, - за этой большой рекой стоят несколько палаток, и их мы должны атаковать". Отряд переправился через речку и двинулся дальше. Здесь по пути к ним присоединилась военная группа Арапахо, а немного спустя койот еще раз завыл, предупреждая, что враги рядом. Они обнаружили маленький лагерь - шесть палаток Ютов - атаковали его и захватили в плен Желтого Носа, которому тогда было всего четыре года, и его мать, впоследствии сбежавшую к своему племени.

Однажды на тропе войны несколько юношей поймали волчат и уже собирались их съесть, когда поблизости услышали чье-то пение. Трудно было сказать, кто это поет, но, прислушавшись, юноши уловили смысл: если они пощадят ее детей и сжалятся над ней, то им будет сопутствовать удача. Рассматривая окрестности, воины наконец увидели ту, что пела,- это была волчица - и они отпустили щенков. Следующим утром отряд прошел немного дальше и убил одного Пауни.

Поздней осенью 1854 или 1855 года Уильям Роуленд находился в шайенском лагере. Примерно в восемь-десять часов вечера где-то поблизости громко залаял койот, а вскоре после этого один старик обошел весь лагерь и объявил, что в окрестностях рыскает военный отряд Пауни, который собирается напасть на Шайеннов, поэтому всем нужно быть начеку. Утром следующего дня лагерь действительно был атакован Пауни, но врагов удалось отбить.

Смирный Конь однажды рассказывал мне об одном старике, который как-то объявил, что волки советуют ему, что нужно делать, и даже передают магическую силу, позволяющую ему превратиться в волка. Он хорошо понимал, о чем они воют, когда эти животные появляются на вершине холма. Иногда бывало, волк говорил людям: "За холмом, на котором я сейчас стою, находятся враги". И они действительно обнаруживали неприятеля по указке волка. Впрочем, в старину жили люди, которые понимали разговоры различных животных, а также птиц - ворон и сорок.

Чуть позже я расскажу о даре пророчества, полученном от волков Рогом и переданном им своему сыну Храброму Волку.

Как и все другие индейцы, Шайенны очень высоко ценили орлиные перья, причем наибольшим уважением пользовались перья в основном серого орла (H. leucocephalus). Орел с пятнистым хвостом, или золотой орел (Aquila chrysaetos), похоже, был наименее почитаем из тех трех видов орлов, которых они знали. Индейцы добывали множество перьев, разыскивая орлиные гнезда весной и забирая из них птенцов, а потом выращивая в неволе. После того, как птица достигала нужного возраста, хвостовые перья у нее выдергивали всего три раза. После первого такого акта вырастали новые перья и после второго тоже. Но третья партия была последней, так как потом уже перья не росли. Таким образом, один орел приносил 36 перьев. Птенцы, которых забирали из гнезда совсем маленькими, довольно легко приживались и росли в неволе. Их содержали привязанными за ноги к колышку, вбитому в землю рядом с палаткой.

Как упоминалось выше, еще два-три поколения назад Шайенны, как, впрочем, и другие племена прерий, ловили орлов, но позднее орлиными ловушками уже не пользовались.

Орлы были наделены большой магической силой. Как-то раз один юноша отправился на охоту и обнаружил гнездо, а в нем двух орлят, еще не покрытых пухом. Он забрал их с собой, вырастил, потом убил и забрал их перья. То же самое он проделал и на следующий год. И хотя лагерь переместился в другое место, юноша в нужное время вернулся к старому гнезду и забрал оттуда птенцов. В третий и в четвертый раз он неизменно возвращался домой с двумя молодыми орлами.

Тогда стоял большой лагерь Шайеннов, а орлы в загороди близ палатки юноши производили массу шума, свистя, как они обычно это делают. Юноша был не из бедных и жил в большой красивой палатке. Орлов он привязывал позади ее так, что они летали, но лишь насколько того могла позволить веревка. Однажды он сидел в палатке, когда вдруг услышал свист орлов высоко в небе. Он вышел и посмотрел вверх - там кружилось множество птиц, и было такое впечатление, что они зовут птенцов, привязанных к колышкам. Последние пребывали в явном возбуждении, продолжая летать и свистеть, пока наконец веревки на их ногах не ослабли, и птицы поднялись в небеса к своим сородичам. Как только это случилось, юноша замахал руками вверх-вниз, хлопая при этом, словно крыльями, и вскоре начал медленно подниматься в небо к орлам. Все выше и выше уносили его руки-крылья, и в конце концов он вовсе исчез из виду. После этого никто никогда его больше не видел.

Белоголовый орел считается наиболее могущественной птицей из всех летающих. Однажды кто-то нашел в его гнезде теленка бизона, и по-видимому, сам орел принес его туда, что свидетельствует о его незаурядной силе.

Человек, которому подвластна была защитная сила птиц, и который носил военный головной убор из перьев серого орла, верил, что ни пули ни стрелы никогда его не поразят. Такого рода головные уборы одевали не столько потому, что воин в нем выглядел величественно и красиво, а большей частью чтобы обрести магическую защиту. Однако, некоторые люди никогда не носили подобных головных уборов, так как считали, что они сильно привлекают внимание, и неприятель скорее будет целиться в человека в таком уборе, нежели в того, кто идет в бой без каких-либо украшений. Материалом для военного свистка чаще всего служила кость, взятая из крыла орла.

Еще одной птицей, которая владела огромной силой, способной защищать воина в битве, был "голубой" ястреб (возможно, болотный лунь). Маленьких "быстрых" ястребов - воробьиных пустельг - всегда наделяли защитной мощью. Похоже, это поверье основано на их стремительности и подвижности. Хорошо известным примером силы этого ястреба может служить случай со старым Ураганом (умер в 1891 году), каждое перо в головном уборе которого после памятной битвы с Саук и Фокс (*9) оказалось простреленным, но ни сам Ураган, ни ястреб в его военном головном уборе не пострадали.

Маленькая прерийная сова, по поверью, также была носительницей защитной силы, и Противоположные закрепляли чучело этой птицы у себя на голове. Ночью сова оказывала помощь в разного рода магических действиях и особенно в делах, связанных с молнией. Совиные перья носили в волосах и на руках, через них владельцу передавалась та сила, которая была присуща сове, особенно бесшумность во время ходьбы и способность видеть ночью.

Достаточной мощью владели дятлы. Части их тел использовались в церемонии целебной палатки, а перья носили в качестве ценных талисманов и украшали ими военные амулеты и боевые палицы. Широкое использование этих перьев на оружии объясняется не только их привлекательностью, но в значительной степени из-за духовной силы дятла. Возможно, эта сила имела определенное отношение к жизни птиц на деревьях, способность которых расти имела символическое значение.

Шайенские малыши говорят, что луговой жаворонок, возвращаясь весной с юга, оглашает своим свистом окрестности и заявляет: "Wit an i' yohe nan he'uhkt",- что означает: "Я лечу от Жирной Реки" (т.е. р.Саут-Платт).

Песчаный журавль, по рассказам, также имел сильную защитную мощь. Как отмечалось ранее, его перья и шкурка с головы использовались в качестве украшений для щитов, причем голова прикреплялась в центре щита. Очень давно одному человеку приснились песчаные журавли. Во сне ему было сказано, чтобы в бою он подражал крику этих птиц. Шайенны верили, что если во время сражения воин издает крики журавля, его невозможно будет поразить выстрелом из ружья. Следуя той же самой идее защитной силы песчаного журавля, военные свистки тоже часто делали из кости, взятой из его крыла. По поверьям, эта птица всегда относилась с уважением к другим птицам. Особой силой журавли обладали также в делах, связанных с молнией.

Чикаду (вид синицы - Penthestes) Шайенны считают мясоедом и называют "птицей, которая извещает нас о приходе лета". Это мудрая птица, она знает, когда наступает летняя пора и, расхаживая взад-вперед, рассказывает об этом людям. Ее крик - mehnew' - с нарастающей высотой звука Шайенны слышат как "mehaniv'", т.е. "лето идет". Таким образом, шайенское имя чикады имеет то же значение, что и у Черноногих.

Бывало, сорока подлетает, садится на дерево рядом с людьми и громко разговаривает. Если кто-нибудь из отряда понимал речь этой птицы, он говорил остальным: "Понаблюдайте за этой сорокой, потому что оттуда, куда она сейчас полетит, в скором времени появятся враги".

В старину бывало, когда в окрестностях исчезали бизоны, над лагерем кружился ворон и, каркая, говорил: "Следите за мной, куда я сейчас полечу. Следуйте туда и вы найдете там бизонов".

Среди скал нередко можно было встретить маленьких быстроногих ящериц, они служили хорошими помощниками. Их фигурки, вырезанные из сыромятной кожи, часто носили с собой, и это приносило удачу, особенно во время церемонии целебной палатки. Человек, подвергнувший себя самоистязаниям, чтобы исполнить данный обет или получить необходимую магическую силу, нередко носил одну из таких фигурок. Их делал шаман и потом либо продавал, либо дарил кому-нибудь. Шайенны редко убивали этих маленьких ящериц, но если вдруг такое случалось, человек подносил животному небольшой подарок или делал пожертвование с просьбой простить его. Скажем, он перевязывал шею ящерицы кусочком красного ремешка. Ящерица всегда служила примером подвижности и быстроты реакции, она никогда долго не остается спокойной. Это животное являлось могущественным военным амулетом, прибавляющим храбрости и позволяющим тому, кто носит ее изображение, передвигаться быстро и избегать стрел и пуль.

Небольшие амулеты из кожи лани, внутри которых хранится высушенная пуповинка ребенка, прикрепляют к одежде детей до шести-семи лет. Все они имеют форму ящерицы либо черепахи. Такие амулеты распространены повсеместно и характерны для Сиу, Шайеннов и Арапахо; их знали еще сто лет назад. Те же вещи Маккензи наблюдал на Севере, среди Чипевайанов. Он пишет: "Среди женщин распространен старинный обычай вырезать маленький кусочек пуповины новорожденного и подвешивать его на шее. Они вкладывают его в мешочек, сделанный из оленьей кожи, который потом украшают иглами дикобраза и бисером" (*10).

Шайенны верили, что одна из ящериц, рогатая жаба, способна мгновенно убить любую змею, стоит ей только пробежать через ее тело или вдоль спины.

Тритоны - "водяные собаки", или "грязнули", как их называют Шайенны, также владеют магической силой. Если у человека болит нога, и он поставит ее на это животное, то боль пройдет. Женщины очень боялись "водяных собак", но несмотря на это они брали это животное за живот и натирали им все свое тело. Почти такой же страх перед тритонами бытует и среди женщин Черноногих. Тем не менее, женщина могла убить одну из "собак" и, поднеся к своему ребенку, клала обнаженные ножки на животное, чтобы вылечить их. Иногда с той же целью фигурка ящерицы или тритона рисовалась на подошве больной ноги.

Большинство животных, живущих в воде, владеет определенной магической силой. Паук - "целебное" животное. Раньше, когда были бизоны, индейцы, бывао, ловили боль ших черных прерийных сверчков и спрашивали у них, куда нужно идти, чтобы найти бизонов. Сверчка слегка придерживали на ладони, и когда он успокаивался, смотрели на его усики, направление которых и указывало на бизонов. Если один усик отклонялся назад, это означало, что там немного животных. Подобное поверье до сих пор известно некоторым индейцам. Два других вида животных, стрекоз и бабочек, часто привязывали к волосам в качестве военных амулетов. Бабочка ценилась за ее легкость и непрямолинейный полет, что делает человека с этим амулетом подвижным и неуязвимым.

Стрекозу Шайенны называют "вихрем" (te wo witus'?), потому что она как бы создает маленький вихрь. Хотя самой ее и не видно во время вихря за пылью, человек, который носит стрекозу, наделяется отличным зрением и стойкостью. Ни бабочка, ни стрекоза не могут длительное время оставаться неподвижными, и обе служат образцом быстроты и активности. Эти же качества передаются и носителю животных - он способен быстро перемещаться и избегать пуль и стрел. Изображения бабочек и стрекоз часто можно встретить на щитах, а некоторые люди перед боем рисуют фигурки стрекоз на своем теле. Военный головной убор Римского Носа, убитого в сражении у Бичер-Айленд в 1868 году, был украшен изображениями стрекоз по всей длине полоски, к которой крепились перья.


Назад Домой Вперёд